Общественное обсуждение

Основы государственной культурной политики

Оглавление

III. Стратегические задачи государственной культурной политики

Замечания и предложения к разделу III (542)

Добавить
Реализация государственной культурной политики предполагает решение комплекса стратегических задач, часть из которых в сегодняшней практике государственного управления с культурой не связана или связана косвенно, но при этом все они имеют исключительное значение для общественного и культурного развития страны и в равной степени относятся к государственному и негосударственному сектору культурной деятельности.

(0)

Замечания и предложения к разделу III (542)

Добавить
  • Кушнир Михаил Борисович, 30 сентября, 23:20

    Сближение уровней культурного развития различных регионов страны и создание равных для всех граждан возможностей доступа к культурным ценностям, участию в культурной деятельности и пользованию учреждениями культуры должно в полной мере учитывать региональные, национальные, этнокультурные особенности различных регионов России. Понятно, что реализация конституционного права доступа к культурным ценностям напрямую связана с проблемой знания языка искусства.

    +0
  • Кушнир Михаил Борисович, 30 сентября, 23:19

    Технические средства и технологии создают условия для широкого распространения информации, помогают в образовании, воспитании, просвещении, но не в состоянии заменить непосредственный контакт человека с произведением искусства. Более того, значение непосредственного контакта означает для реального владения языком искусства живописи – умение рисовать, языком музыки - умение петь и играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, знание музыкальной грамоты.

    +0
  • Кушнир Михаил Борисович, 30 сентября, 23:16

    Наряду с традиционными институтами культурной деятельности сегодня постоянно возникают совершенно новые формы как самой культурной деятельности, так и ее организации. Культура по своей природе развивается путем создания новых художественных форм, нового содержания. Необходимо твёрдое осознание того, что именно в художественных формах искусства создаются априорные программы и алгоритмы всех будущих объектов, процессов и явлений окружающей действительности. В момент создания их общественная оценка, как правило, противоречива, но сам факт художественного новаторства, поиска и эксперимента должен быть доступен вниманию и пониманию общества

    +0
  • Кушнир Михаил Борисович, 30 сентября, 23:13

    Задачей государственной культурной политики является создание таких условий деятельности для этих институтов, когда органы управления, в том числе в финансовой и экономической сферах, при принятии соответствующих решений исходят из того, что музыкальная и художественная школа, музей, библиотека, архив, театр, филармония, концертный зал, дом культуры не только выполняют функцию исторического и культурного просвещения и воспитания общества, но и решают важнейшую государственную и общественную задачу культуры – быть созидающим фундаментом, на котором строятся все системы экономики и политики социума.

    Утверждение такого подхода позволит перейти к управлению и обеспечению деятельности этих институтов преимущественно на основе качественной оценки их общественной эффективности, их вклада в экономику, а затраты на их содержание и развитие рассматривать как прямые инвестиции в науку, в производство, в безопасность России, в будущее страны.

    +0
  • Кушнир Михаил Борисович, 30 сентября, 12:44

    В процессе формирования и реализации государственной культурной политики должны быть выработаны необходимые и достаточные формы государственного регулирования сферы массовой культуры как преобладающего и, временами, отрицательного фактора культурного воздействия на граждан, государственного контроля взаимодействия профессиональной и массовой культуры.

    +0
  • Кушнир Михаил Борисович, 30 сентября, 12:06

    Программы обучения в средней школе должны включать, как обязательный, а не дополнительный компонент, получение детьми базовых навыков деятельного, практического владения языком отдельных видов искусства, восприятия произведений искусства и создания произведений искусства:[неадекватное выражение:дети крайне редко способны создать произведение искусства] изобразительного, музыкального, вокального, драматического. и обязательного исполнения художественных произведений какого-либо вида искусства: музыкального (инструментального и вокального), драматического или хореографического, в том числе создание инструктивных произведений пластических видов искусства. Владение языками искусств, исполнительские навыки, способность понять то, что говорит нам великая музыка, живопись, театр, не менее важно, чем полноценное владение родным языком и способность читать и понимать сложные литературные тексты. [Знакомство и общение с великими произведениями искусств]Ни в коем случае! Только: Восприятие, исполнение и понимание великих произведений искусства позволяет создать в психике механизм креативности, творческого и понятийного мышления, развить сферу образного мышления, эмоциональную восприимчивость, помогает привить вкус, эстетические критерии и ценностные ориентиры и тем самым обеспечить гармоничное развитие личности.

    +0
  • Киселев Андрей Игоревич, 30 сентября, 11:48

    В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Правительству РФ поручено обеспечить достижение следующих показателей:

    - увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, до 70-75%, предусмотрев, что 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований ФБ

    - подготовить предложения о передаче субъектам РФ полномочий по предоставлению ДОД, предусмотрев, при необходимости, софинансирование реализации названных полномочий за счет бюджетных ассигнований Ф.

    Решение данной проблем мне видится в централизации деятельности образовательных учреждений культуры и искусства, концентрации финансовых, кадровых, имущественных и материальных ресурсов в Минкультуры субъектов РФ, путем передачи сети муниципальных ДШИ на уровень Минкультуры субъектов РФ, путем преобразованием их в государственные образовательные учреждения ДОД

    Решение:

    наделить полномочиями учредителей органы государственной власти субъектов РФ отрасли культуры

    преобразовать муниципальные учреждения ДОД в государственные образовательные организации субъектов РФ

    внести изменения в ФЗ «Об образовании в РФ» о разграничении полномочий отраслевых министерств субъектов РФ по организации предоставления дополнительного образования в государственных образовательных организациях субъектов РФ

    решить вопросы финансового обеспечения Минкультуры субъектов РФ для выполнения государственного задания на оказание государственных услуг в сфере ДОД.

    В соответствии с ч.1 ст.72 Конституции РФ предметами совместного ведения РФ и субъектов РФ являются вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, принципы организации системы органов государственной власти.

    Финансирование художественного образования

    В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (п.8, ч.1, ст.8) финансовое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ в государственных образовательных организациях субъекта РФ осуществляется за счет бюджета субъекта РФ.

    Решение.

    Обеспечить финансирование реализации дополнительных образовательных программ в ДШИ за счет бюджетных ассигнований федерального и регионального бюджетов.

    Передать на уровень субъектов РФ права на предоставление дополнительного образования в части финансирования расходов на оплату труда работников, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.

    Передать органам местного самоуправления полномочия по обеспечению содержания зданий и сооружений образовательных организаций дополнительного образования, обустройство прилегающих к ним территорий.

    Система управления художественным образованием.

    Необходимо создание новой модели управления в виде структурного подразделения при Минкультуры субъектов РФ - Управления по учебным заведениям культуры и искусства.

    Предложенный вариант успешно функционировал на территории ЧР в виде Методического кабинета по учебным заведениям культуры и искусства.

    В период с 1975 по 1993 годы кабинет осуществлял управленческие функции: подбор и расстановку руководящих и педагогических кадров; формирование сети ДШИ и его филиалов; распределение бюджетных средств ОУ, распределение и закрепление выпускников СПО в ДШИ; подготовку наградных материалов; проектов приказов и решений Коллегий Минкультуры, проведение аттестации педагогических и руководящих работников, проверку тарификаций, штатных расписаний, разбор жалоб, инспектирование.

    До 1990 года в республике функционировало 85 ОУ. Каждое районное ОУ имело от 1 до 5 филиалов, Общее количество филиалов ДШИ доходила до 70 - 75 единиц. К 1990 году в республике сформировалась сеть ОУ в количестве 155 единиц.

    Создание Управлений по учебным заведениям культуры и искусства позволит сконцентрировать в Минкультуры субъектов РФ финансовые, кадровые, имущественные и материальные ресурсы.

    +1
  • Кушнир Михаил Борисович, 30 сентября, 11:34

    Россия по праву гордится своими музыкальными и драматическими театрами, оркестрами, балетом. Среди самых признанных и уважаемых наших сограждан - музыканты, оперные певцы, дирижеры, режиссеры, артисты балета. Но государственная политика последних десятилетий в области культуры и образования привела к тому, что общий уровень развития исполнительских искусств снижается, потребность профессиональных коллективов в квалифицированных кадрах не удовлетворяется, качество подготовки ухудшается. В последнее время со всей остротой встал вопрос о необходимости привлечения для работы в филармонических коллективах иностранных музыкантов. Одной из задач государственной культурной политики является решение проблем развития исполнительских искусств, что потребует принятия комплекса мер, финансовых вливаний в сферу культуры и значительного времени.

    +0
  • Кушнир Михаил Борисович, 30 сентября, 11:16

    Способность общества к развитию, к созданию рентабельной экономики, к внедрению в производство высоких, экологически чистых технологий, к повышению производительности труда непосредственно зависит от уровня развития культуры, профессионального искусства, участия граждан в различных формах культурной деятельности.

    +0
  • Кушнир Михаил Борисович, 30 сентября, 11:03

    Еще более опасна продолжающая нарастать функциональная безграмотность граждан, когда человек не только не в состоянии передать смысл прочитанного, но затрудняется устно или письменно выразить собственные мысли, что говорит о снижении креативности и творческого потенциала нации.

    +0
  • Кушнир Михаил Борисович, 30 сентября, 11:00

    Под сохранением культурного наследия понимается и разнообразный по своим формам процесс освоения (человеком) каждым гражданином и обществом в целом накопленного ранее исторического и культурного опыта.

    +0
  • Кушнир Михаил Борисович, 30 сентября, 10:56

    К работе с детскими и молодежными организациями должны быть привлечены Русское географическое общество, Российское историческое общество, Российское военно-историческое общество, создаваемое Российское литературное общество и аналогичные структуры, в том числе Российское хоровое общество и Российское музыкальное общество.

    +0
  • Леонтьевский Анатолий, 29 сентября, 23:28

    Развитие русской и национальных культур народов России требует создания правовых, социальных, материальных условий как для профессиональной творческой деятельности, так и для творческой самодеятельности граждан.

    Творческая самодеятельность должна поощряться дополнительно.

    +1
  • Александр Р., 29 сентября, 22:31

    Государственная культурная политика должна решить и задачу подготовки высокопрофессиональных кадров для всех видов культурной деятельности.

    Высокопрофессиональные кадры могут подготовить только еще большие профессионалы. Поэтому проблема гораздо глубже, необходимо не только подготовить кадры, но и найти преподавателей, создать им все условия, дать гарантии.

    +0
  • Александр Р., 29 сентября, 22:29

    Развитие наук об искусстве и культуре должно быть одной из важнейших задач государственной культурной политики еще и потому, что это позволяет противостоять распространению псевдокультурных продуктов, формировать эстетические вкусы граждан.

    Если "псевдокультурный продукт" наносил прямой вред обществу, то нужно привлекать организаторов к ответственности.

    +0
  • Суровский Юрий, 29 сентября, 22:22

    Образование в сфере культуры и искусства, помимо системы подготовки сугубо профессиональных кадров, включает в себя развернутую систему детских школ искусств, в которых могут обучаться не только будущие профессионалы, но и все желающие.

    Для чего тогда в предыдущем абзаце говорилось только об особо одаренных детях, давайте создавать все условия для обучения всех детей на конкурсной основе.

    +0
  • Суровский Юрий, 29 сентября, 22:20

    Для получения тех творческих профессий, обучение которым начинается в старшем возрасте (вокал, режиссура, композиторское, дирижерское искусство и т. п.), была возможность бесплатно получить второе высшее образование.

    Немного не по теме данного предложения, но все же, а что если дать возможность младшим поколениям обучаться этим профессиям?

    +0
  • Соков Алексей, 29 сентября, 21:50

    Способность свободно ориентироваться в классической и современной живописи, музыке и других видах искусства должна стать для молодого поколения нормой, образом жизни.

    Чтобы это произошло надо либо обязать молодое поколение к знакомству с культурой, либо выработать план поощрений.

    +0
  • Лариса Туканова, 29 сентября, 21:45

    Способность свободно ориентироваться в классической и современной живописи, музыке и других видах искусства должна стать для молодого поколения нормой, образом жизни.

    Для детей самая любимая форма усвоения материала является игра, с ранних лет можно закладывать основы в шуточно-игровой форме и ребенок доволен и культура общества растет.

    +0
  • Лариса Туканова, 29 сентября, 21:44

    Необходимо также решить вопрос о возможности получения творческой профессии как второго высшего профессионального образования если не бесплатно, то за счет выделения образовательных кредитов.

    Можно и бесплатно, просто потом обязать отработать стоимость обучения по полученной профессии, либо оплатить ее.

    +0
  • Лариса Туканова, 29 сентября, 21:43

    Для начинающих свой творческий путь режиссеров, писателей, композиторов должна быть создана возможность реализации их дебютных проектов.

    Отличное предложение, сразу позволит понять- правильный ли ты выбрал творческий путь.

    +0
  • Печалин Николай, 29 сентября, 21:39

    Государственная культурная политика должна решить и задачу подготовки высокопрофессиональных кадров для всех видов культурной деятельности.

    Достойная оплата, карьерный рост, повышение престижа профессии- вот основные направления для работы по решению данной задачи.

    +1
  • Печалин Николай, 29 сентября, 21:38

    Для начинающих свой творческий путь режиссеров, писателей, композиторов должна быть создана возможность реализации их дебютных проектов.

    И можно учитывать это в качестве первого рабочего опыта.

    +0
  • Красилин Дмитрий, 29 сентября, 21:34

    Необходимо также решить вопрос о возможности получения творческой профессии как второго высшего профессионального образования если не бесплатно, то за счет выделения образовательных кредитов.

    ... за счет выделения образовательных кредитов и по льготной стоимости.

    +0
  • Красилин Дмитрий, 29 сентября, 21:32

    Для начинающих свой творческий путь режиссеров, писателей, композиторов должна быть создана возможность реализации их дебютных проектов.

    Эту задачу можно переложить на плечи учебных заведений, они должны предоставить всё необходимое для реализации таких проектов.

    +0
  • Красилин Дмитрий, 29 сентября, 21:31

    Для получения тех творческих профессий, обучение которым начинается в старшем возрасте (вокал, режиссура, композиторское, дирижерское искусство и т. п.), была возможность бесплатно получить второе высшее образование.

    Интересно было бы узнать, кто отменил такую возможность, и если он все еще занимает государственный пост,то поскорее убрать его оттуда.

    +1
  • Красилин Дмитрий, 29 сентября, 21:30

    250 лет истории отечественного образования в сфере искусств позволило сформировать в России уникальную систему подготовки творческих кадров. Эта система была построена на непрерывности профессионального образования с возраста 5–6 лет до завершения всех стадий высшего образования.

    Вам не кажется, что пришло время пересмотреть данную систему? Процесс обучения слишком затянут, средняя продолжительности жизни в районе 70 лет, почти половину из которых человеку нужно учиться.

    +0
  • Людмила Подгаевская, 29 сентября, 21:29

    Только развитие наук об искусстве и культуре сделает возможным формирование отечественного экспертного сообщества в этой сфере.

    "Отечественного" заменить на "современного".

    +0
  • Людмила Подгаевская, 29 сентября, 21:26

    250 лет истории отечественного образования в сфере искусств позволило сформировать в России уникальную систему подготовки творческих кадров. Эта система была построена на непрерывности профессионального образования с возраста 5–6 лет до завершения всех стадий высшего образования.

    По-настоящему талантливые ребята проявляют себя в раннем возрасте, в дальнейшем они просто совершенствуют свое мастерство, но не до завершения всех стадий высшего образования, а на протяжении всей жизни.

    +0
  • Людмила Подгаевская, 29 сентября, 21:25

    Соответственно и реализация, анализ и оценка достигнутых результатов, корректировка государственной культурной политики без науки о культуре также невозможны.

    Можно закончить предложение: "... науки о искусстве и культуре - культурологии также невозможно".

    +0
  • Людмила Подгаевская, 29 сентября, 21:24

    Без науки о культуре невозможна выработка объективных критериев оценки явлений культуры, прогнозирование перспектив ее развития.

    А как же культурология? Или культурология сейчас преподается только в высших учебных заведениях и не все дети поступают в них, получается изучают ее только "избранные".

    +0
  • Людмила Подгаевская, 29 сентября, 21:23

    Культурное развитие общества, достижение цели государственной культурной политики, как и сама ее реализация, невозможны без высокоразвитой науки об искусстве и культуре.

    Необходимо на основе общественных выборок анализировать степень распространения и соблюдения культурных норм, культурную просвещенность личности.

    +0
  • Барский Евгений, 29 сентября, 20:52

    Эстетика, история и теория искусств, изучение социальных и психологических аспектов развития культуры, литературоведение, языкознание, научное исследование нематериального культурного наследия — все эти направления философских и научных исследований обогащают наши представления об обществе, цивилизации, позволяют понять закономерности культурного развития.

    Может стоит внести данную науку в список обязательных предметов в старших классах?

    +0
  • Барский Евгений, 29 сентября, 20:50

    Поддержка научных исследований в сфере искусства, культуры и зодчества.

    +0
  • Барский Евгений, 29 сентября, 20:50

    Необходимо также решить вопрос о возможности получения творческой профессии как второго высшего профессионального образования если не бесплатно, то за счет выделения образовательных кредитов. Необходимо найти решение для увеличения объемов телевизионного эфира, отданного государственными телеканалами представлению лучших образцов современного отечественного профессионального искусства.

    А если выделять скажем час на всех федеральных каналах, чтобы в одно и тоже время по всем каналам шли различные передачи о искусстве.Причем этот час должен приходиться на самую большую аудиторию и начинаться в районе 20:00 вечера.

    +1
  • Барский Евгений, 29 сентября, 20:49

    Государственная культурная политика призвана вернуть понимание того, что формирование эстетически развитой, творческой личности в антиэстетической архитектурной среде, в окружении агрессивной и лишенной даже минимальной эстетической ценности рекламы, в безликих или безвкусных интерьерах общественных пространств невозможно.

    И как нам удалось выжить в такой "серой" стране?

    +0
  • Павел Осишов, 29 сентября, 20:46

    Культурное развитие общества, достижение цели государственной культурной политики, как и сама ее реализация, невозможны без высокоразвитой науки об искусстве и культуре.

    Сейчас этим занимается культурология.

    +1
  • Павел Осишов, 29 сентября, 20:36

    Культурное развитие общества, достижение цели государственной культурной политики, как и сама ее реализация, невозможны без высокоразвитой науки об искусстве и культуре.

    Возник вопрос, а как оценивается общее развитие общества? Мы будем сдавать тест?

    +1
  • Павел Осишов, 29 сентября, 20:35

    Поддержка нужна во всех сферах, не только в сфере искусства и культуры.

    +1
  • Павел Осишов, 29 сентября, 20:34

    Государственная культурная политика призвана вернуть понимание того, что формирование эстетически развитой, творческой личности в антиэстетической архитектурной среде, в окружении агрессивной и лишенной даже минимальной эстетической ценности рекламы, в безликих или безвкусных интерьерах общественных пространств невозможно.

    Ощущение что Вы перестарались, слишком все мрачно, будто совсем нечем гордиться.

    +0
  • Павел Осишов, 29 сентября, 20:33

    Извините, Вы (обращаюсь к власти), не даете возможности соотечественникам набраться опыта и осуществлять масштабные проекты, у наших архитекторов должен быть приоритет перед остальными.

    Согласен,к примеру деловой центр Москва-Сити:

    1) Башня Эволюция - Архитектор: Тони Кеттл (Tony Kettle)

    2) Деловой комплекс «Imperia Tower» - Архитектор: Джованни Коррадетти

    3) Комплекс «Город Столиц» - Архитектор: фирма NBBJ

    О чем тут можно говорить

    +0
  • Павел Осишов, 29 сентября, 20:30

    Изменить заголовок на "Создание условий для формирования эстетически ценной архитектуры и дизайна".

    +0
  • Анатолий Ф., 29 сентября, 19:59

    Разрушение этой системы неизбежно привело к сокращению воспроизводства профессиональных творческих кадров и, как следствие, к снижению общего уровня российского профессионального искусства.

    к сокращению ВЫПУСКА профессиональных творческих кадров.

    +1
  • Роман Гусев, 29 сентября, 19:50

    С переходом на рыночную экономику государственно значимый статус архитектуры в нашей стране был признан фактором избыточного государственного регулирования строительного рынка, и сегодня российская архитектурная школа близка к исчезновению.

    Извините, Вы (обращаюсь к власти), не даете возможности соотечественникам набраться опыта и осуществлять масштабные проекты, у наших архитекторов должен быть приоритет перед остальными.

    +1
  • Роман Гусев, 29 сентября, 19:49

    Создание условий для формирования эстетически ценной архитектурной и иной предметной среды.

    А что понимается под иной предметной средой?

    +0
  • Роман Гусев, 29 сентября, 19:48

    Развитие наук об искусстве и культуре должно быть одной из важнейших задач государственной культурной политики еще и потому, что это позволяет противостоять распространению псевдокультурных продуктов, формировать эстетические вкусы граждан.

    В предыдущем предложении четко сказано "реализация, анализ и оценка достигнутых результатов, корректировка государственной культурной политики без науки о культуре также невозможны". Получается - "Развитие наук об искусстве и культуре ПЕРВООЧЕРЕДНАЯ задача государственной культурной политики ..."

    +1
  • Ивочкин Василий, 29 сентября, 19:45

    Без науки о культуре невозможна выработка объективных критериев оценки явлений культуры, прогнозирование перспектив ее развития.

    Без науки о культуре невозможна выработка объективных критериев оценки явлений культуры, прогнозирование перспектив ее развития, определение культурного развития общества.

    +1
  • Ивочкин Василий, 29 сентября, 19:44

    Главное в решении этой задачи — это изменение представлений органов власти и граждан о том, что культурная деятельность является сферой услуг, и ее организация и оценка принципиально не отличается от организации и оценки деятельности, например, бань, прачечных, собесов или почты.

    Культура - это фабрика по производству духовных ценностей и примеров нравственного поведения в обществе.

    +0
  • Акилина Оксана, 29 сентября, 14:43

    Государственная культурная политика призвана создать условия для сохранения высокого качества художественного образования и для тех детей, которые не планируют становиться профессионалами.

    До меня доходили слухи. что изобразительное искусство собираются отменить в школах, так ли это? Если да, то обратите на это внимание и не дайте этому произойти.

    +1
  • Акилина Оксана, 29 сентября, 14:42

    Образование в сфере культуры и искусства, помимо системы подготовки сугубо профессиональных кадров, включает в себя развернутую систему детских школ искусств, в которых могут обучаться не только будущие профессионалы, но и все желающие.

    Не только детских, но и юношеских школ, ведь возможно такая ситуация ,что молодой человек сам осознает, что хочет посвятить свою жизнь искусству, а он уже не ребенок, но еще и недостаточно взрослый, чтобы заплатить за себя самостоятельно.

    +1
Цитировать