Общественное обсуждение

Основы государственной культурной политики

Оглавление

Все замечания и предложения (1064)

Добавить
  • Алексей, 7 июля, 17:15

    Определения культурного слоя и археологического предмета взяты из прошлогодних поправок к УК ст.243. Авторы данных определений отошли от их академической трактовки и сделали их очень неоднозначными. Это отмечается в обсуждениях и неоднократных обращениях граждан, неравнодушных к данной проблеме. Закон не должен содержать неоднозначности. На данный момент имеем:

    Культурный слой — слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы. Данное определение позволяет найти культурный слой практически на всей территории России. Следы существования человека есть везде, и практически везде им более ста лет. Далее все зависит от мнения эксперта.Если он признает какие-либо предметы из этого слоя археологическими, то перед нами тот слой, за повреждение или уничтожения которого наступает уголовная ответственность. Уже есть случаи, когда затертая медная монета 19 века горе экспертом признается археологическим предметом, имеющим историческую и научную ценность. Из определения пропало существенное дополнение, что культурный слой это исторически сложившаяся система напластований. Можно набрать ящик земли и положить туда монетку из коллекции. Все – передо мной культурный слой. Абсурд, но противоречия определению нет. Поэтому предлагается определение культурного слоя в следующей редакции:

    Культурный слой — исторически сложившаяся система напластований на суше или под водой, являющаяся результатом человеческой деятельности, содержащая археологические предметы и относящаяся к ранее известным или вновь выявленным археологическим культурам. Для пояснения следует ввести понятие археологической культуры.

    Археологическая культура — совокупность материальных памятников, относящихся к одной территории и эпохе и имеющих общие черты, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические исследования.

    А определение археологического предмета изменить следующим образом.

    Археологические предметы — движимые вещи, относящиеся к ранее известным или вновь выявленным археологическим культурам.

    Напомню, что сейчас это определение звучит так.

    Археологические предметы — движимые вещи, основным или одним из основных источников информации, о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

    Здесь мы имеем противоречие с самим определением науки археологии. Неоднозначность в определении тоже присутствует. Например, возьмем самую простую массовую российскую монету – деньгу 1748 года. Если она найдена в процессе археологических раскопок, то согласно существующему определению это археологический предмет. А если она найдена просто в поле или на лесной дороге? Ведь монета хорошо известна, описана в каталогах. Значит не археологический? Я считаю, что не археологический. А вот эксперт может придерживаться другого мнения. Критерии отнесения или не отнесения предмета к археологическому отсутствуют. Отсутствует и экспертная методика, позволяющая оценить объективность эксперта и его научные познания. Понятие археологического предмета должно быть устоявшимся, позволяющим относить его к этой категории без специальных познаний. Необходимо исключить использование двусмысленных или неустоявшихся терминов, понятий и формулировок, категорий оценочного характера с неясным, неопределенным содержанием, допускающих различные трактовки. Особенно недопустимы неопределенные нормы, устанавливающие юридическую ответственность.Существующие определения позволяют объявить практически любую территорию археологическим памятником или объектом культурного наследия. А это источник злоупотреблений и коррупции. Неопределенность понятий позволяет привлекать к ответственности обычных граждан, увлекающихся металлодетекторным поиском, и создает почву для незаконного захвата и изъятия земельных участков у садоводов и дачников.

    +26
  • Алексей, 7 июля, 17:02

    Предлагаю разработать и включить в закон о культуре разделы, регулирующие деятельность любителей поиска предметов старины с помощью металлодетекторов. Сразу оговорюсь, что речь о законопослушных гражданах, которые никогда не позволят себе вести поиск на памятниках археологии или объектах культурного наследия. Металлопоиск возник сравнительно недавно, но уже стал частью нашей культуры. Им в нашей стране увлечены сотни тысяч людей. Металлопоиск способствует развитию интереса человека к истории страны, краеведению. Воспитывает гордость за свою родину и патриотизм. На основании находок любителей написано много статей и книг, составлены бумажные и интернет каталоги. Однако принятые в прошлом году поправки УК (эти же положения - определения культурного слоя, археологического предмета фигурируют в проекте закона о культуре), поставили поисковиков в неоднозначное положение. Поэтому, на мой взгляд, их деятельность нуждается в упорядочивании. Почему бы не сделать это в рамках предлагаемого закона. Опыт других стран (Англии, Эстонии и др.) показывает, что наличие четких правил деятельности поисковика принесет пользу как государству, так и науке. Пути решения данной проблемы я вижу через создание и поддержку обществ поисковиков и отчетности любителей поиска о находках интересных предметов и новых возможных археологических объектов.

    +26
  • Игорь Манько, 6 июля, 11:15

    У меня печальный опыт расправы директора и вышестоящих чиновников над профсоюзными лидерами, навязывания артистам многократных срочных трудовых договоров и увольнения неугодных. Поэтому у меня настоятельное требование включить в "Основы" следующие два пункта:

    1) «Запретить переустройство репертуарных театров в какие бы то ни было иные учреждения: «проектные театры», «театральные лаборатории», «центры» и т.п. Исходя из того, что труппа репертуарного театра является постоянной ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ, решительно пресекать действия, направленные на ее разрушение посредством перевода актеров, музыкантов и иных постоянных работников на срочные трудовые договоры».

    2) «Обеспечить неукоснительное соблюдение в учреждениях культуры ст. 58 ТК («запрещается заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок»), пресекать мошенническую практику перезаключения срочных трудовых договоров с работниками, которые фактически являются постоянными, восстановить на работе тех, кто был уволен в результате подобного рода махинаций и теперь вынужден оспаривать свое увольнение в судах».

    +19
  • Агешин Юрий, 19 июня, 09:46

    1. Обращает на себя внимание, сохраняющееся в документе во многом традиционное, но чрезвычайно узкое понимание культуры как отрасли, распространяющейся на представителей творческих профессий, производящих произведения культуры и искусства, и обслуживающей материальные объекты культурной деятельности. Все же остальные члены общества при таком понимании культуры являются лишь пользователями культурного достояния. Даже образование и наука лишь частично включаются в проекте приказа в культуру, в тех разделах образования и науки, которые обслуживают сферы искусства и культуры. Хотя, вне всяких сомнений, современное понимание Культуры гораздо шире и вместительнее, оно являет собой образованность, высокий уровень развития и качества жизни как самого общества, человека, так и государства в целом, поэтому в качестве важнейших ее объектов входит и наука, и система образования.

    2. Укоренившееся упрощенное, сильно зауженное представление о культуре приводит к тому, что культура в общественном мнении, как уже отмечалось, зачастую воспринимается как удел и поприще, прежде всего, писателей, художников, музыкантов, артистов, архитекторов, представителей других творческих профессий. Однако если исходить из истинного понимания Культуры, как «почитания света», фактическими носителями, творцами культуры призваны быть не только деятели культуры, а практически все! Если человек каждодневно, во всех видах общения, во всех своих делах и начинаниях утверждает идеалы, ценности Культуры, строит взаимоотношения между людьми на её этических стандартах, то, несомненно, он утверждает культуру, является её носителем и творцом. Такой человек, несомненно, осуществляет культурную деятельность.

    Воспитание такого рода людей и должно стать основной человекотворческой функцией государственной культурной политики. Ведь сутью этой политики является, как правильно сказано в проекте, «формирование нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой, ответственной личности на основе использования всего потенциала отечественной культуры». Реализовываться эта функция должна через создаваемую систему воспитательных, просветительных мер, направленных на овладение людьми искусством культуры общения, культуры мышления, культуры поведения, культуры социальных отношений, культуры межнациональных отношений и т.п. И именно вот такого рода деятельность государства и должна быть объявлена в основах государственной культурной политики главным направлением культурного строительства.

    Нисколько не принижая и не умаляя деятелей культуры, искусства, других творцов, создателей произведений, объектов культуры, следует, тем не менее, признать, что в системе государственной культурной политики их культурная деятельность (несомненно, значимая и важная!) должна рассматриваться по отношению к главному направлению культурного строительства как подсобная, прикладная, призванная обслуживать это главное направление, помогая людям совершенствоваться в своем развитии. И только этот вид культурной деятельности может быть отнесён к сфере услуг. А все другие виды культурной деятельности услугами названы быть не могут. Ведь истинная культурность общества измеряется не количеством имеющихся произведений культуры и искусства, а состоянием, качеством духовно-нравственной атмосферы в обществе.

    +19
  • Агешин Юрий, 19 июня, 09:49

    Удивляет, что религия как объект культуры полностью выведена из текста документа. Несомненно, это пробел, который должен быть восполнен в документе.

    +18
  • Агешин Юрий, 19 июня, 09:58

    Представляется, что поставленная в проекте приказа задача восстановления механизмов передачи и воспроизводства ценностных основ жизни личности и общества как государственного приоритета, пока выглядит как нераскрытая. Требуется не только восстанавливать, но обязательно развивать и совершенствовать механизмы передачи и совершенствования ценностных основ жизни личности и общества. В этой связи необходимо, на наш взгляд, введение в документ некоторых новелл, отражающих современное представление о структуре культуры и ее возможностях преобразующего воздействия на практику. Речь идет, прежде всего, о выделении в документе специального раздела о Духовной Культуре, о ее месте и роли в диктуемых жизнью преобразованиях.

    Пришло время раскрыть величие и значимость Духовной Культуры, выражающей всю мощь добра и созидания. Ведь Духовная Культура это и есть свод нравственных, этических, моральных ценностей, составляющих основу существования человеческой цивилизации. Она вобрала в себя выработанные человечеством нормы и требования, обеспечивающие полноценную жизнь общества и его способность к самосовершенствованию. Действительно, Духовная Культура – самое важное и ценное, что есть у современного человечества. Только она способна в современных условиях формировать новую основу человеческих отношений. Обнимающая и пронизывающая Этикой Жизни искусство, науку и религию, Духовная Культура направляет человечество к лучшей жизни. Ее составляют критерии высокого цивилизационного развития, гармонично сочетающего в себе материальную и духовную стороны человеческого бытия. Если культура есть почитание Света, то Духовная Культура – жизнь по законам Света.

    Духовная Культура единственный мост в будущее! Именно она является целеполагающим фундаментом всей системы ценностей человечества, универсальным синтезом стратегических смыслов самоутверждения и выживания человека. Только она одна способна убрать все разрушительные противоречия и проблемы, стать ноосферной силой цивилизации, очерчивающей перспективы жизни и утверждающей истину и добродетельность во всех ее пластах. Если мы понимаем и принимаем, что мир развивается по Великому единому божественному плану, то Духовную Культуру следует понимать как отражение Божественного Света в нас. Навстречу эволюционному ритму Света человечество отвечает ритмом Духовной Культуры, приближающим постижение и исполнение космических законов.

    Два светоносных корня Духовной Культуры: духовность как связь с Богом и Культура, связующая народы в единый организм, всемирное братство, способны дать жизнь новому вектору цивилизационного развития Всечеловеческой Гуманизации как процессу культурного одухотворения мира. Привнесение Духовной Культуры сеет всюду великое и вечное! Сегодня приходит понимание, что Духовная Культура и есть та точка, из которой будет развертываться Новый Мир.

    Искусство жизни, наука жизни и живая религия в их взаимосвязи, взаимодействии и взаимопроникновении – через такой синтез будет раскрываться содержание Духовной Культуры.

    Предстоит постижение и освоение богатейшего духовного потенциала Духовной Культуры и формирование на этой основе российской Программы «К Новому Миру через Духовную Культуру».

    +15
  • Агешин Юрий, 20 июня, 15:53

    Чрезвычайно важно особо отметить в документе миротворческую функцию культуры.

    В современных условиях проблема мира и духовного согласия народов особенно актуальна. К великому сожалению, угроза новой глобальной конфронтации постоянно стремительно возрастает.

    Духовная Культура во всем многообразии своих возможностей способна гармонизировать тяжелый мир страстей, сотрясающих нашу планету, постепенно смягчать все нарастающее ожесточение, способствовать восстановлению социального, межнационального, межэтнического, экологического равновесия в мире, сплочению всех народов Земли во имя сохранения нашей планеты и выживания человечества.

    +14
  • Агешин Юрий, 19 июня, 10:05

    Один из наиболее значимых для России разделов Духовной Культуры касается межнациональных отношений. Глубинной первоосновой этих отношений является наднациональная политика территориального смешения этносов и наций – важнейшая составная часть государственной культурной политики. Очень важно помнить и знать, что на территории России веками вершилась самая значимая для человеческой цивилизации эволюционная работа – формировалось великое качество вмещения всего огромного многообразия человечества. И главным итогом этой огромной работы стала дружба народов – дружба реальная, дружба честная, дружба поистине равноправная и полноправная. Сегодня всем нам крайне важно осознавать, что нашим единым народом пройден немалый путь по формированию особой общности людей самых разных национальностей. Это, пожалуй, наше самое главное достояние! Это Высшая реальность, которую мы имеем! Это наше великое преимущество перед многими другими народами земли. Нам предстоит и дальше восходить по намеченному пути, овладевать новыми ступенями этого непростого восхождения, подниматься в перспективе сознанием к построению Братства. Иного – не дано. Иное – регресс, разложение, откат в средневековье!

    Следует глубоко усвоить разницу между национальным и националистическим. Национальное в рамках наднациональной политики должно получать и будет получать поддержку и полный простор, возможности для всестороннего развития. Националистическое же в рамках такой политики не может рассчитывать на поддержку государства, должно отторгаться обществом, постепенно изживаться всем укладом его жизни. Только в условиях наднациональной политики такие непростые процессы, как продолжающаяся консолидация ряда наций, рост национального самосознания, здоровое развитие национальных культур, традиций, ценностей, преодоление национальной розни, укрепление духовного единства всех наций и народностей, может протекать эволюционно, прогрессивно, органично встраиваясь в созидательный потенциал общества.

    Наднациональная политика должна опираться на идею единства и духовного согласия народов, что, по сути, является залогом мирного сосуществования. Надо только твердо верить в это державное предназначение наших народов, в мощную силу их единения, не ослаблять, не унижать и не оскорблять ее сомнениями и недоверием. Народ, принявший чашу Нового опыта, должен всеми силами стремиться упрочивать и оберегать достигнутые накопления, наполнять эту чашу новыми достижениями, реализуя призыв к единению и братству!

    Данная тема должна обязательно получить адекватное отражение в проекте основ государственной культурной политики, а также рассмотреть вопрос веротерпимости и уважения к другим нациям и этносам.

    +14
  • Агешин Юрий, 19 июня, 09:43

    Чрезвычайно важно, что наше государство, наконец, «дозрело» до понимания насущнейшей необходимости иметь документ, четко определяющий основы государственной культурной политики. Следует отметить, что в документе в основном раскрыта важнейшая общественная миссия культуры как инструмента передачи новым поколениям свода нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности; определены цели, содержание и принципы, на которых должна строиться государственная культурная политика; достаточно убедительно сформулированы стратегические задачи государственной культурной политики. Хотя термин «культурная политика» представляется не вполне удачным. Ибо все другие направления и виды политики в контексте этого термина должны восприниматься как безкультурные. Точнее было бы вести речь о государственной политике в сфере культуры.

    Первую попытку комплексно осмыслить, обобщить, систематизировать столь сложную и объемную тему, воплотить ее в обоснованный целостный документ следует признать в целом успешной. Однако работа должна быть продолжена. Выявился ряд пробелов и упущений, которые могут и должны быть устранены.

    +14
  • Агешин Юрий, 20 июня, 16:16

    Нуждаются в конкретизации и заключительные положения приказа. Представляется, что субъект, на который будут возложены функции по осуществлению соответствующих преобразований, вполне мог бы быть назван в этом документе. Мог бы быть создан также механизм, способный приступить к разработке концепции предстоящих реформ.

    +12
  • Агешин Юрий, 20 июня, 15:22

    Основательно проработан в проекте приказа раздел, посвященный сохранению русской культуры и культур всех народов России как универсальной ценности, определяющей самобытность и жизнеспособность российского народа. Это действительно важно. Однако главное сегодня – сформулировать основные направления и механизмы преобразующего воздействия культуры на экономику, социальное развитие, межнациональные отношения, другие сферы жизни государства и общества. В этой связи провозглашенный в документе принцип государственной культурной политики, обеспечивающей «влияние культуры на все аспекты политики государства и сферы жизни общества», пока выглядит абстрактно и бестелесно. Необходимо его раскрыть, конкретизировать, наполнить реальным содержанием применительно ко всем основным сферам жизни общества и государства.

    +12
  • Агешин Юрий, 20 июня, 11:00

    Нуждается в более основательной проработке сформулированная в проекте приказа система традиционных для нашей страны нравственных ценностей. Здесь, прежде всего, обращает на себя внимание, что оказалась потеряна справедливость как важнейшая ценностная основа жизни народа. Несомненно, что справедливость должна занять главенствующее место в системе инструментария культурной политики России. Еще великий Платон говорил: «Не ставь ничего впереди справедливости…».

    +12
  • Агешин Юрий, 19 июня, 16:34

    Предлагаем для использования в настоящем документе разработанную российской делегацией и принятую Всемирным Форумом Духовной Культуры в качестве основного документа Декларацию «К новому миру через Духовную Культуру», в которой в концентрированном, системном виде сформулированы основные нравственные, этические ценности, составляющие основу существования человеческой цивилизации. http://www.mcenterdk.ru/home/top_news/97-deklarasia

    Представляется, что в упомянутой Декларации «К Новому Миру через Духовную Культуру» система нравственных ценностей сформулирована полнее и лучше.

    +12
  • Агешин Юрий, 20 июня, 11:02

    Более глубокой и основательной проработки требует раздел «Стратегические задачи государственной культурной политики». Этот раздел в основном направлен на сохранение и поддержание действующей инфраструктуры культуры России. Это, конечно, чрезвычайно важно и необходимо. Но этого сегодня недостаточно. Это все равно, что жить с повернутой назад головой. Своеобразие и особенности переживания этапа развития как раз и заключаются в том, чтобы на базе имеющегося достигнутого потенциала культуры развертывать новые инициативы, направления, программы, институты, структуры культурного строительства.

    К примеру, сейчас крайне важны уже упоминавшиеся темы «Культура мышления», «Культура поведения», «Культура труда», «Культура социальной жизни», «Культура межнациональных отношений» и некоторые другие. По каждой из этих тем необходима государственная программа. Актуально стимулировать создание, развитие молодежных, детских, патриотических организаций, утверждающих национальные духовные ценности и традиции. Было бы полезно также поддержать инициативу Всемирного Форума Духовной Культуры, рекомендовавшего создавать в регионах центры Духовной Культуры. Нуждаются в поддержке государства инициативы, появляющиеся в педагогической среде, направленные на совершенствование системы образования и т.п.

    Важно отразить вопрос культуры бизнеса как формы социальной ответственности, взаимовыручки и утверждения честных и открытых отношений.

    +11
  • Агешин Юрий, 20 июня, 11:00

    Сегодня очень важно не оставлять без внимания набирающий в России силу синдром национальной обособленности. Эта тенденция, несмотря на кажущуюся свою привлекательность, антиэволюционна и крайне опасна. Она своим острием направлена на размывание, разрушение фундамента непоколебимости той национальной общности, которая складывалась веками. Недальновидное потворство этой тенденции может пробудить мощные разрушительные сепаратистские силы, способные положить начало процессу дробления России.

    Необходимо твердо противостоять любым попыткам изменить наднациональную политику России. Мы искренне и твердо верим, что заложенные многовековой историей основы взаимоотношений народов России непоколебимы.

    Однако проблема здесь, безусловно, есть. Ведь у русского народа имеются права и обязанности, но не выявленным остается общественный статус. Необходимо найти такое слово, которое могло бы отвечать достойному положению русского человека в обществе? Политический и общественный статус должны быть выражены единым, дабы избавить общество от надуманных партий, течений и их названий. У России не может быть сторонников сил разнородных, у России есть одна сила – Отечество, потому и статус общественный должен звучать как Соотечественники. Представляется необходимым в государственной культурной политике иметь раздел «Об Отечестве и соотечественниках». Следует предусмотреть в этом документе разработку положения «Об Отечестве и соотечественниках».

    Понятие «родина, страна» проводит в сознании некоторые ограничительные линии, тем формирует обособленность. Когда говорим – «Отечество», то в этом слове пространство открывается для всех единое. Российское государство является для всех населяющих его народов Единым Отечеством, в этом Отечестве хватит места всем желающим и всем устремленным духом и сердцем, ибо его границы не измеряются пределами, а только составляющими координатами.

    +11
  • Агешин Юрий, 20 июня, 15:05

    Несомненно, в проекте приказа провозглашен очень правильный тезис, что «состояние современного российского общества делает необходимым выделение в качестве приоритетных воспитательной и просветительной функций культуры». Но пока этот тезис звучит крайне декларативно. Его обязательно необходимо конкретизировать. Хотя бы в общем виде определить: кто, где, когда и какими средствами будет решать эти задачи. К примеру, в этом документе можно было бы смоделировать подготовку Всероссийской программы Духовного просвещения, поручив Министерству культуры России подготовить концепцию такой программы. Реализованная в 30-е годы в Советской России государственная программа всеобуча покончила со сплошной неграмотностью. Сейчас задача значительно сложнее: надо решать, как преодолевать духовную безграмотность населения.

    +10
  • Савелий, 23 мая, 15:06

    Россия — государство, создавшее великую культуру. - Государства культуры не создают.

    +10
  • Агешин Юрий, 17 июня, 18:49

    Раздел II «Цель, содержание и принципы государственной культурной политики» следует дополнить следующим положением (после четвертого абзаца).

    «Перспективной стратегической целью государственной культурной политики является построение на территории России государства Культуры».

    +9
  • Анна, 27 мая, 11:13

    "Россия — государство, создавшее великую культуру." Из этого предложения встает вопрос об определении понятия "культура". Государство не может создать культуру, оно может только создать условия для ее развития. Создается впечатление, что до образования государства Россия в стране не было культуры.

    Это отсекает возможность обсуждения вопросов касающихся русской народной культуры и других этнических культур страны. А они - огромный и важный пласт культурного наследия, и важны для национального самоопределения.

    +7
  • Уважаемый Агешин Юрий! Ваши высказывания на мой взгляд верны и очень правильны. НО хочу обратить ваше внимание, что тот уровень духовности, который вы предлагаете ЗАКОНОДАТЕЛЬНО установить для нашей страны еще не своевременен. Мне думается, что многим еще будут не понятны слова о духовной культуре, о свете, космическом самосовершенствовании и Братстве. Ведь, согласитесь, каждый может принять только тот уровень сознания, который он в настоящий момент может понять... Мне кажется, мы еще не можем... и это останутся только красивыми словами. Наша общество пока живет исключительно в материальном мире и для того чтобы пробудить нашу духовность до такого высокого уровня нужны годы и серьезная работа. Думается в настоящий момент нам нужна простая и понятная культурная политика страны, которая бы давала начала поворота от материального засилия в душах к духовному. Для чего нужны простые правила культурной жизни для каждого человека и общества в целом. Думается необходимость этого будет понято и принято обществом. Ведь для духовной жизни нужно исключительно добровольное принятие ее каждым человеком. Сейчас задача государства, на мой взгляд, ВОСПИТАНИЕ и ПРОПАГАНДА важности и необходимости культурного/духовного возрождения россиян, понимание того, что без этого мы не сможем развиваться. Как мне видится, в нашем мире сейчас является слово "польза". Поэтому главная задача обсуждаемых основ, по-моему, доказать ПОЛЬЗУ и создать условия для возрождения культуры/духовности в душе каждого россиянина, для того, чтобы каждый признал ее необходимость, принял ее для себя и пытался ей следовать.

    +5
  • В программе нет ни одного слова о науке как части государственной политики. Наука – составная, а в наше время одна из главных, частей Культуры любой цивилизации. Если государство будет отделять науку от культуры, то в умах появятся такие комментарии как «Пока наука не разовьется до такой широты понимания мира, которая позволит ей понять действительные естественнонаучные основы религии и тем самым оправдать ее основы, мы обречены на отступление перед западным монстром. Это нужно понимать тем, кто взялся разрабатывать этот документ». Читайте далее: http://izvestia.ru/news/569016#ixzz33mhzjci2. Религия – составная часть культуры. Религию нельзя ставить «Над Культурой». Свобода вероисповедования – часть культурной политики.

    +5
  • Имеет смысл добавить в документ мысль о том, что важнейшие задачи и возможности культуры в социальном и образовательном плане это:

    - помогать человеку адекватно воспринимать и осознавать окружающую действительность во всей её сложности и полноте;

    - помогать человеку осознавать себя самого, своё место в окружающей действительности и свои возможности в ней;

    - помогать человеку находить наиболее адекватные способы коммуникации с окружающими, а также находить, усваивать и самостоятельно вырабатывать стратегии для саморазвития, самореализации и внесения созидательного вклада в окружающую действительность.

    Государственная культурная политика не может игнорировать эти функции культуры.

    +5
  • Очень хорошо и много сказано об обеспечении равных ПРАВ граждан России на доступ к культурным ценностям, свободное занятие культурной деятельностью, пользованием учреждениями и благами культуры, на культурное образование, НО ничего не сказано, об ОБЯЗАННОСТЯХ граждан России, пользуясь всеми этими предоставляемыми государством благами, быть ПОЛЕЗНЫМИ этому государству. Воспитание творцов на благо своей Родины - самая главная задача на мой взгляд. И это упущено в данном документе.

    +5
  • Изменить редакцию 2-го абзаца части 9 раздела III на следующую:

    “Государственная культурная политика призвана вернуть понимание того, что формирование эстетически развитой, творческой личности в антиэстетической архитектурной среде, в окружении агрессивной и лишенной даже минимальной эстетической ценности рекламы, в безликих или безвкусных интерьерах общественных пространств невозможно. ЗДЕСЬ ВОПРОС НРАВСТВЕННОСТИ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОТ ИДЕИ ДО ВОПЛОЩЕНИЯ ИГРАЕТ РЕШАЮЩУЮ РОЛЬ.”

    Изменить редакцию с 5-го по 8-й абзац части 10 раздела III на следующую:

    “Культурное развитие общества, достижение цели государственной культурной политики, как и сама ее реализация, невозможны без высокоразвитой науки об искусстве и культуре. Эстетика, история и теория искусств, изучение социальных и психологических аспектов развития культуры, литературоведение, языкознание, научное исследование нематериального культурного наследия - все эти направления философских и научных исследований обогащают наши представления об обществе, цивилизации, позволяют понять закономерности культурного развития. Без науки о культуре невозможна выработка объективных критериев оценки явлений культуры, прогнозирование перспектив ее развития, УПРАВЛЕНИЕМ ЕЁ ТЕЧЕНИЕМ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕМ.

    Соответственно и реализация, анализ и оценка достигнутых результатов, корректировка государственной культурной политики без науки о культуре также невозможны, Т.К. МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ БАЗИРУЕТСЯ НА ГЛУБОКОМ ПОНИМАНИИ СУТИ ПРОЦЕССОВ И ИХ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ.

    Развитие наук об искусстве и культуре должно быть одной из важнейших задач государственной культурной политики еще и потому, что этоПОЗВОЛЯЕТ ФОРМИРОВАТЬ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВКУСЫ ГРАЖДАН И ПРОТИВОСТОЯТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПСЕВДОКУЛЬТУРНЫХ ПРОДУКТОВ, В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ НАПРАЛЕННЫХ НА ДЕГРАДАЦИЮ ОБЩЕСТВА”

    Изменить редакцию с 3-го по 4-й абзац части 11 раздела III на следующую:

    “Высокий социальный статус представителей творческих профессий, неизменное внимание к ним государства обуславливали востребованность этих видов деятельности. ВОПРОС ЛИШЬ В НРАВСТВЕННОСТИ ТОГО КАДРОВОГО СОСТАВА, ЧТО ПРОИЗВОДИТ ОТБОР И ПРОДВИЖЕНИЕ ЛЮДЕЙ К БОЛЕЕ ШИРОКИМ ВОЗМОЖНОСТЯМ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СВОЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА, А ТАКЖЕ В ВОЗМОЖНОСТИ СПЕКУЛЯЦИЙ НА ЭТОМ МЕХАНИЗМЕ.

    Разрушение этой системы неизбежно привело к сокращению воспроизводства профессиональных творческих кадров и, как следствие, к снижению общего уровня российского профессионального искусства. ОДНАКО, НАДО ОТДАТЬ ДОЛЖНОЕ, ЧТО В РЕЗУЛЬТАТЕ ТАКОГО РАЗРУШЕНИЯ В СИСТЕМЕ ТВОРЧЕСТВА НАБЛЮДАЛОСЬ ТАКОЕ ЯВЛЕНИЕ, КАК ЯВНАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ТРУДУ В ЭТОЙ СФЕРЕ МЕЖДУ ТРУДОМ ПО ЗОВУ ДУШИ И НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДРУГИХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИМЕННО БЛАГОДАРЯ ТЕМ, КТО ИСКРЕННЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО РАБОТАЛ В ТЯЖЕЛЕЙШИХ УСЛОВИЯХ, НАША СТРАНА ВЫЖИЛА В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ И ПОСЛЕДУЮЩЕГО СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.”

    Изменить редакцию предпоследнего предложения 6-го абзаца части 11 раздела III на следующую:

    “Для начинающих свой творческий путь режиссеров, писателей, композиторов должна быть создана возможность реализации их дебютных проектов. Необходимо также решить вопрос о возможности получения творческой профессии как второго высшего профессионального образования если не бесплатно, то за счет выделения образовательных БЕСПРОЦЕНТНЫХ кредитов И ДОТАЦИЙ.”

    +4
  • Виталий Один, 10 сентября, 17:13

    Абзац «Вне культуры …» полагаю необходимым дополнить «Вне культуры невозможно обеспечить более высокое качество общества, его способность к гражданскому единству НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА ДРУЖБЫ НАРОДОВ И РАВЕНСТВА ГРАЖДАН В ВОЗМОЖНОСТЯХ ТВОРЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ТРУДЕ, СЕМЬЕ И ОБЩЕСТВЕ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАЦИОНАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, к определению и достижению общих целей развития».

    +4
  • Елена, 4 августа, 18:52

    250 лет истории отечественного образования в сфере искусств позволило сформировать в России уникальную систему подготовки творческих кадров. Эта система была построена на непрерывности профессионального образования с возраста 5–6 лет до завершения всех стадий высшего образования. Доступность и массовость обучения в детских музыкальных и художественных школах, хореографических кружках и студиях позволяла выявлять особо одарённых детей и обеспечивать их дальнейшее профессиональное образование независимо от социального положения и места жительства.

    Не могу найти точное название документа, перечеркивающего 250-ти летние достижения, звучит как-то так: "Федеральные государственные требования..." В эти самые ФГТ не вошла программа сольного пения. 250 лет создавали уникальную систему, а теперь отменили в музыкальных школах вокал! Персонально заниматься с педагогом с младшего возраста стало опасно для здоровья, а драть глотку в хоре не опасно? Одно дело ,когда ребенок на сцене с 8 лет поет один и совсем другое, когда с 16 лет после пения в толпе начинает приобретать сценический опыт. Столько лет будет потеряно! Вокал будет теперь только платно и по облегченной программе. Облегченная программа - это петь вполголоса? И что интересно, с 8 лет БЕСПЛАТНО нельзя (опасно, сорвет связки) а ПЛАТНО можно! Кто это придумал? Кто этот человек по образованию? Назовите фамилию инициатора- оптимизатора? Хоть бы посоветовались со специалистами! Слава богу, до балета не дотянулись, Цискаридзе помешал. Дуть в трубу тоже может опасно. Легкие лопнут. На баяне тоже опасно. Он тяжелый. Давайте для сохранения 250-ти летних достижений их тоже введем с 16 лет.

    И по поводу "Доступность и массовость"

    Например, у меня талантливый ребенок. Меня не устроит вокал по облегченной программе (1 раз в неделю). Я буду платить педагогу лично за дополнительные занятия на дому, а не муз. школе официально.А бедные и талантливые пусть поют в хоре.

    +4
  • Шнырев Валерий, 27 мая, 12:29

    Документ хорош, всеми руками – за. Однако, на мой взгляд, не хватает подраздела о ТВ. Что ни говори, сейчас это самое мощное и всеохватывающее средство культурного, и, к сожалению, анти-культурного воздействия на людей. Потому необходимо прямо и недвусмысленно показать, какова должна быть его роль в контексте государственной культурной политики, что государство может ему предложить и что вправе потребовать. Это касается всего ТВ, а не только каналов «Культура» и ОТР.

    +4
  • Вера Лебедева, 23 мая, 14:00

    "Россия — государство, создавшее великую культуру." - Негоже начинать с такого утверждения. Государство не создает культуру, если угодно - государство само создание культуры сиречь цивилизации.

    +4
  • Павел Осишов, 29 сентября, 20:43

    Масштабы поставленных задач поражают, надеюсь совместными усилиями мы справимся.

    +3
  • Павел Осишов, 29 сентября, 20:40

    Должен появиться и субъект вырабатывающий, координирующий, корректирующий государственную культурную политику, обладающий достаточными правами для преодоления барьеров межведомственного и межрегионального уровня, необходимыми кадровыми и финансовыми ресурсами.

    Государство одно, но сами создают себе барьеры на разных уровнях, все надо упростить, мы живем с вами в современном обществе, как оно может стать единым, если даже в органах государственного управления одни барьеры.

    +3
  • Павел Осишов, 29 сентября, 20:39

    В начале реформ необходимо провести анализ существующей системы государственного управления с позиций, заданных Основами государственной культурной политики, после чего должны быть разработаны образ будущей, послереформенной системы государственного управления и программа проведения необходимых изменений.

    Может удастся обойтись без глобальных реформ, достаточно будет небольших преобразований.

    +3
  • Анатолий Ф., 29 сентября, 20:25

    В процессе реформ должна быть осуществлена корректировка функций ряда министерств и ведомств, их полномочий и зон ответственности, должны быть усовершенствованы межбюджетные отношения, скорректированы существующие и приняты новые нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере культуры и культурной политики.

    Все министерства и ведомства у нас в стране взаимосвязаны, поэтому провести корректировку одних без вмешательства в другие не удастся, можно удалить сужающее понятие слово - "В процессе реформ должна быть осуществлена корректировка функций министерств и ведомств ..."

    +3
  • Антон Зиновичев, 28 сентября, 19:05

    Знакомство и общение с великими произведениями искусств позволяет развить сферу образного мышления, эмоциональную восприимчивость, помогает привить вкус, эстетические критерии и ценностные ориентиры и тем самым обеспечить гармоничное развитие личности.

    Термин "общение" в контексте неодушевленных предметов лучше не употреблять, можно сказать так:" Знакомство и контактирование с великими произведениями ..."

    +3
  • Анатолий Ф., 27 сентября, 15:34

    Для обучения особо одаренных детей должны создаваться все необходимые условия, включая организацию интернатов для иногородних учащихся, обеспечения качественными музыкальными инструментами на всем протяжении обучения и первых лет профессиональной карьеры, материалами для художественного творчества и т. д. Для начинающих свой творческий путь режиссеров, писателей, композиторов должна быть создана возможность реализации их дебютных проектов.

    За чей счет это будет всё сделано?Какие вообще будут источники и порядки финансирования видов искусства и направлений культурных ценностей?

    +3
  • Ивочкин Василий, 27 сентября, 11:41

    В начале реформ необходимо провести анализ существующей системы государственного управления с позиций, заданных Основами государственной культурной политики, после чего должны быть разработаны образ будущей, послереформенной системы государственного управления и программа проведения необходимых изменений.

    Для начала программы с изменениями нужны,потом образ после введения этих программ,а анализ существующей системы не нужен.Если достижение поставленных целей в проекте невозможно со старой системой зачем тратить время.

    +3
  • Михаил, 26 сентября, 16:08

    Всё как-то сложно,мало понятного,ничего конкретного нет,хотя в заключении должна отображаться вся суть проекта.На кого будут возложены все эти обязанности?Толком ничего не раскрыто.

    +3
  • Светлана Колесникова, 26 сентября, 10:03

    Матвеево-Курганский район

    В проекте «Основы государственной культурной политики» много говорится о литературе, музеях, библиотеках, архитектуре, но практически не уделяется внимание домам культуры. Особенно это необходимо для решения развития культуры в сельской местности. Во многих сельских домах культуры работает 1-2 специалиста. Рост количественных и качественных показателей в данном случае не имеет перспективы развития, так как один специалист не может увеличить количество мероприятий, не потеряв при этом качества, да и специалистов имеющих специальное образование на селе тоже практически нет.

    Для решения приоритетных задач государственных проблем в сфере культуры, повышения доступности и качества услуг, а так же удовлетворенности граждан качеством данных услуг одним из важных факторов является распределение молодых специалистов в сельские учреждения культуры, а так же создание благоприятных условий для привлечения квалифицированных кадров. Оптимизационные меры, призванные повысить уровень развития культурно-досуговых учреждений, на самом деле приведет к сокращению штата и ликвидации учреждений культуры в первую очередь в сельской местности, что в очередной раз отразится на развитии села, а это прямо противоречит решению приоритетных задач Российского государства.

    Хотелось бы, чтобы улучшения и пополнения материально-технической базы культурно-досуговых учреждений было отражено не только в нормативных документах, но и подкреплялось финансированием.

    +3
  • Алексей М., 23 сентября, 05:07

    Высокий социальный статус представителей творческих профессий, неизменное внимание к ним государства обуславливали востребованность этих видов деятельности.

    Добавить предложение к абзацу:

    "Вопрос лишь в нравственности того кадрового состава, что производит отбор и продвижение людей к более широким возможностям для реализации своего интеллектуально-творческого потенциала, а также в возможности спекуляций на этом механизме."

    Разрушение этой системы неизбежно привело к сокращению воспроизводства профессиональных творческих кадров и, как следствие, к снижению общего уровня российского профессионального искусства.

    Дополнить абзац:

    "Однако следует отметить, что в результате такого разрушения в системе деятелей искусства наблюдалось такое явление, как явная поляризация мотивации к профессиональному труду в этой сфере между трудом по зову души, и несостоятельностью в других видах деятельности. Именно благодаря тем, кто искренне и профессионально работал в тяжелейших условиях, наша страна выжила в годы перестройки и последующего становления гражданского общества. И именно поэтому кадровая политика в области професиионального искусства столь значима."

    Необходимо также решить вопрос о возможности получения творческой профессии как второго высшего профессионального образования если не бесплатно, то за счет выделения образовательных кредитов.

    Изменить/дополнить:

    "*беспроцентных* кредитов и *дотаций*"

    +3
  • Изменить редакцию 3-го абзаца части 8 раздела III на следующую:

    “Также необходимо выработать и реализовать такие формы поддержки, которые позволят жителям малых и средних городов, сельских поселений посещать эти спектакли, концерты и выставки, получить возможность доступа к лучшим образцам профессионального искусства. Благоприятная, комфортная культурная среда малых городов и поселений позволит снизить отток их населения, сделать жизнь в них привлекательной для молодых граждан.”

    +3
  • Изменить редакцию 3-го абзаца части 7 раздела III на следующую:

    “Главное в решении этой задачи - это изменение ПУТЁМ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПОНИМАНИЯ СУТИ КУЛЬТУРЫ представлений органов власти и граждан о том, что культурная деятельность является сферой услуг, и ее организация и оценка принципиально не отличается от организации и оценки деятельности, например, бань, прачечных, собесов или почты.”

    Изменить редакцию с 5-го по 8-й абзац части 7 раздела III на следующую:

    “Задачей государственной культурной политики является создание таких условий деятельности для этих институтов, когда органы управления, в том числе в финансовой и экономической сферах, при принятии соответствующих решений исходят из того, что музей, библиотека, архив, театр, филармония, концертный зал, дом культуры выполняют важнейшую государственную и общественную функцию исторического и культурного просвещения и воспитания общества, ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ И ПРЕОБРАЖЕНИЯ. ПРИ ЭТОМ У ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА ДОЛЖНО БЫТЬ ЕДИНООБРАЗНОЕ ПОНИМАНИЕ И ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА И КАКИЕ ЦЕЛИ В ОТНОШЕНИИ НЕЁ СТАВИТ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО.

    Утверждение такого подхода позволит перейти к управлению и обеспечению деятельности этих институтов преимущественно на основе качественной оценки их общественной эффективности, а затраты на их содержание и развитие рассматривать как прямые инвестиции в будущее страны. ПРИ ЭТОМ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДОЛЖНА ОСНОВЫВАТЬСЯ НА ПОНЯТНОЙ И МЕТРОЛОГИЧЕСКИ-СОСТОЯТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ, КОТОРАЯ НЕ ПОЗВОЛИТ ПАРАЗИТИРОВАТЬ И СПЕКУЛИРОВАТЬ ЕЁ РЕЗУЛЬТАТАМИ.

    Другим типом институтов, составляющих организационную структуру российской культуры, являются союзы деятелей различных искусств и общественные объединения граждан, заинтересованных в участии в какой-либо культурной деятельности. При реализации государственной культурной политики необходимо сформировать эффективно действующий и прозрачный механизм выстраивания отношений государства и этих институтов, позволяющий власти не только осуществлять обратную связь с профессиональными творческими сообществами и общественными объединениями, но и преобразовывать эти отношения в полноценное общественно-государственное партнерство в решении задач государственной культурной политики, В Т.Ч. И В ФОРМИРОВАНИИ КАДРОВОГО КОРПУСА ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

    Наряду с традиционными институтами культурной деятельности сегодня постоянно возникают совершенно новые формы как самой культурной деятельности, так и ее организации. Культура по своей природе развивается путем создания новых художественных форм, нового содержания. В момент создания их общественная оценка, как правило, противоречива, но сам факт художественного новаторства, поиска и эксперимента должен быть доступен вниманию общества. Одной из сложных, но важных задач государственной культурной политики является своевременная и продуманная поддержка появляющихся культурных общественных инициатив, новых типов культурных институтов, КОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНЫ НА ВЫЯВЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ В РУСЛЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА. Здесь особое значение приобретает взаимодействие органов государственного управления с культурными сообществами, привлечение их к выработке и реализации конкретных решений.”

    +3
  • Изменить редакцию 4-го абзаца части 6 раздела III на следующую:

    “Развитию отечественного кинематографа государством уделяется много внимания, на эти цели затрачиваются немалые средства. Основное направление государственной поддержки - это зрительский кинематограф, что позволяет увеличивать объем отечественной кинопродукции на экранах страны. Но поддержки требует и развитие кинематографа как искусства. Создание существенно более благоприятных условий для развития киноискусства, для творческого эксперимента, а также поддержка фильмов для детей и юношества, документального, научно-популярного, учебного и анимационного кино должно входить в число задач государственной культурной политики. СОВРЕМЕННЫЕ ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И СЕТИ ПОЗВОЛЯЮТ ОРГАНИЗОВАТЬ ТАКОЙ МЕХАНИЗМ ПОДДЕРЖКИ НЕ ТОЛЬКО ГОСУДАРСТВОМ, НО И НЕПОСРЕДСТВЕННО НАРОДОМ.”

    Изменить редакцию с 8-го по 9-й абзац части 6 раздела III на следующую:

    “В процессе формирования и реализации государственной культурной политики должны быть выработаны необходимые и достаточные формы государственного регулирования сферы массовой культуры как преобладающего фактора культурного воздействия на граждан и взаимодействия профессиональной и массовой культуры. В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ЭТО СПОСОБСТВОВАНИЕ ОСОЗНАННОМУ НРАВСТВЕННОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ИНДИВИДА В ОБЩЕСТВЕ, ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО В ДОСТАТОЧНОЙ МЕРЕ ПОПУЛЯРИЗИРОВАТЬ, РАСПРОСТРАНЯТЬ И ДЕЛАТЬ ДОСТУПНОЙ ДЛЯ ВНИМАНИЯ И ПОНИМАНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ. Т.Е. НА ПЕРВОМ МЕСТЕ ЧТО, А НА ВТОРОМ - КАК, В Т.Ч. И ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНЫМИ СРЕДСТВАМИ.

    Задачи максимально широкого приобщения граждан к творческой деятельности, развития культурного просвещения уже поставлены, но для полноценного их решения требуется объединение усилий всех уровней власти и управления, снятие существующих барьеров в совместном использовании ресурсов. ЭТО НАЛАДКА ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ТРЕБУЕМОЙ КУЛЬТУРЫ.”

    +3
  • Изменить редакцию с 1-го по 2-й абзац части 6 раздела III на следующую:

    “СПОСОБНОСТЬ ОБЩЕСТВА К РАЗВИТИЮ НЕПОСРЕДСТВЕННО ЗАВИСИТ ОТ КАЧЕСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ КУЛЬТУРЫ КАК ИНФОРМАЦИОННО-АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, КОТОРОЕ ТАКЖЕ АКТИВНО ФОРМИРУЕТСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ, УЧАСТИЕМ ГРАЖДАН В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА.

    Гордиться прошлыми достижениями в искусстве необходимо, но недостаточно. Высокий уровень современного профессионального искусства в России достижим только при постоянной государственной и общественной поддержке. Особенно такая поддержка важна для создателей современных произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, драматургии. Ценность даже гениального произведения в момент его создания БОЛЬШИНСТВУ неочевидна НА ДАННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА, но погубленный безразличием талант - это не только личная драма, но и серьезный удар ПО САМОМУ ОБЩЕСТВУ в целом, ПО ЕГО БУДУЩЕМУ. ЭТО ВОПРОС ОТНОШЕНИЯ ГОСПОДСТВУЮЩЕЙ КУЛЬТУРЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕКА. Существовавшие в советское время формы поддержки профессионального творчества в современных условиях воспроизведены быть не могут, поэтому задачей государственной культурной политики должно быть создание такой системы выявления и поддержки талантов ЛЮДЕЙ, которая бы позволяла постоянно наращивать творческий потенциал РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ДЛЯ ЭТОГО В Т.Ч. НЕОБХОДИМО КАЖДОМУ ИНДИВИДУ ОБЩЕСТВА ОБЛАДАТЬ СВОБОДНЫМ ВРЕМЕНЕМ НА ОСВАИВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ СВОЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВНЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СЕБЯ И СВОЕЙ СЕМЬИ НАСУЩНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ПИЩЕ, ЖИЛЬЕ, ОДЕЖДЕ, ОБРАЗОВАНИИ, ТРАНСПОРТЕ И ОТДЫХЕ. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ, А ТАКЖЕ СРЕДСТВА, ТРЕБУЕТСЯ И НА ОСВОЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ПОСЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ, ТАКИЕ КАК ТЕАТРЫ, КИНО, ФИЛАРМОНИИ И ПР.”

    +3
  • Алексей М., 21 сентября, 08:31

    Это, прежде всего, честность, правдивость, законопослушание, любовь к Родине, бескорыстие, неприятие насилия, воровства, клеветы и зависти, семейные ценности, целомудрие, добросердечие и милосердие, верность слову, почитание старших, уважение честного труда.

    Текст этого раздела заменить на следующий, дабы отразить и подчеркнуть "русский" как прилагательное, обозначающее цивилизационную принадлежность:

    "Для человека русской цивилизации самоопределение нравственности прежде всего лежит в русле справедливости, честности, правдивости, законопослушании, любовь к Родине, бескорыстие, семейные идеалы, целомудрие, добросердечие и милосердие, верность слову, почитание старших, уважение честного труда, неприятие насилия, воровства, клеветы и зависти. Русская цивилизация не ограничена территориальными границами Российской федерации, а простирается за её пределы через носителей русской культуры многообразных народов мира, межнациональный язык общения которых является русский язык. Русский - цивилизационное объединяющее понятие, и отвечает на вопрос - Какой?; русским может быть человек любой национальности - татарин, немец, еврей, грузин и т.д. Быть русским - это состояние души, определённые идеалы, воззрение и намерения на будущее; это то, о чём мечтает человек и что его побуждает к действиям; при этом можно родиться любой национальности."

    Государственная культурная политика должна строиться на следующих принципах:

    К существующим принципам добавить:

    *поддержание тенденций к преобладанию добродетельной нравственности в обществе;

    *способствование всеобщему сколь угодно высшему образованию каждого человека в обществе;

    *поддерживание реализации интеллектуально-творческого потенциала общества и каждого человека в нём;

    *искоренение деградационно-паразитических потребностей общества;

    +3
  • Добавить после 2-го абзаца раздела II новые абзацы в следующей редакции:

    "При этом, важно понимать и оценивать значимость государственной культурной политики более общем контексте, выходящем за рамки государства. Россия, как и все страны и народы мира, вовлечена в процесс глобализации, понимаемую как процесс построения культуры, объединяющей всё человечество. Глобализация характеризуется интеграцией разных стран и народов в некую общую культуру, и предстаёт на протяжении истории как взаимное проникновение национальных культур друг в друга. В прошлом глобализация больше стимулировалась международной торговлей и политикой завоеваний, а ныне она стимулируется большей частью технологическим объединением народных хозяйств разных стран в единое мировое хозяйство. Глобализация - объективный процесс, т.е. она идёт независимо от воли и желания людей, потому как любому обществу нужна система производства и распределения продукции и все люди так или иначе заинтересованы в повышении её эффективности: чтобы получать продукции больше и иметь при этом больше свободного времени. А одно из средств повышения эффективности этой системы— обмен достижениями культур разных народов.

    При этом глобализация, хотя и идёт объективно, может быть подчинена субъективному управлению: определённая культура не запрограммирована однозначно в генах для всех людей, вследствие чего возможны разные варианты культуры. А значит есть множество вариантов развития процесса глобализации— множество различных сценариев (концепций) построения этой глобальной культуры. В различных сценариях могут быть различны как цели, которые они преследуют, так и средства достижения этих целей.

    Следовательно, государственная культурная политика, нацеленная как вовнутрь, так и вовне государства, напрямую влияет на осуществляемый сценарии глобализации- на культуру не только России, но и на выстраиваемую общечеловеческую культуру.

    Культура своим прошлым и нынешним состоянием определяет современную деятельность индивида и общества в целом, она сама формируется этой деятельностью и формировалась в прошлом, а также определяет всё будущее общества и каждого её представителя, будущую деятельность. При бездумном и стихийном построении собственной культуры путём жизни как придётся, общество вынуждено сталкиваться с последствиями, о которых оно не думало, т.к. отсутствие целенаправленного развития культуры приводит к неудовлетворительной оценке обществом своего состояния в прошлом, настоящем и возможном будущем. Необходимо выработать цели в отношении культуры, достижение которых полностью бы удовлетворяло будущее общество.

    Чему должна способствовать культура и какие нормы она должна содержать в будущем, возможно понять, руководствуясь ответами на следующие вопросы:

    * Культура должна поддерживать добродетельную нравственность в обществе или нет?

    * Культура должна поддерживать реализацию интеллектуально-творческого потенциала общества или нет?

    * Культура должна поддерживать деградационно-паразитические потребности общества или нет?

    В зависимости от того, что считается нормой, так и будет складываться развитие культуры и общества, качество жизни, субъективные представления что такое хорошо и что такое плохо.

    Если нормой является подчинение инстинктам, то весь творческий потенциал будет потрачен на удовлетворение животных позывов. Если вся деятельность подчинена нормам и традициям культуры, за пределы которых выйти нет воли, то общество превращается в автоматизированное зачастую бездумное предприятие. Если в обществе культурой поддерживается жизненный подход индивида как вседозволенность, ограниченная только вседозволенностью другого более сильного индивида, то общество погрязнет во внутреннем конфликте первенства и подчинению несогласных. Все три варианта рано или поздно приведут к гибели из-за противоречий с природой и ограниченности ресурсов.

    В данном случае, выживание и развитие общества зависит от того, насколько оно и каждый индивид руководствуется добродетельностью в своей повседневной жизни..."

    +3
  • Изменить редакцию третьего абзаца раздела I на следующую:

    “Вне культуры невозможно обеспечить более высокое качество РАЗВИТИЯ общества, его способность к гражданскому единству, К ВЫЯВЛЕНИЮ ПРОБЛЕМ, к определению и достижению общих целей. В равной степени невозможно утверждение ЕДИНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ И идеологии развития без формирования нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности.”

    +3
  • Изменить редакцию второго абзаца раздела I на следующую:

    "Сегодня, в условиях обострения глобальной идейно-информационной конкуренции и не в полной мере преодоленных последствий национальных катастроф XX века, это свойство РУССКОЙ культуры становится определяющим для будущего страны."

    +3
  • Изменить редакцию первого абзаца раздела I на следующую:

    "Россия - государство, построенное на великой культуре русской цивилизации - Русской культуре. На протяжении всей памятной и непамятной русской истории именно культура обеспечивает передачу из поколения в поколение определённые представления о мире, знания и навыки, формируя определённые намерения на будущее и восприятие прошлого, обеспечивает единство многонационального народа России, во многом определяет влияние России в мире."

    +3
  • Алексей М., 18 сентября, 19:16

    Россия — государство, создавшее великую культуру. На протяжении всей российской истории именно культура сосредотачивала и передавала новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России, во многом определяла влияние России в мире.

    А. Замечания:

    1. Не ограничивать только прошлым ("обеспечивала"), вытянуть в настоящее

    2. Россия - цивилизация многих народов. Цивилизационная принадлежность, не ограниченная только нациями великороссов, белорусов, малароссов, обозначается прилагательным "русский", а не "российский". Сделать это в этом абзаце и везде в последующем тексте.

    Б. Предлагаемые изменения:

    "Россия - государство, построенное на великой культуре русской цивилизации - Русской культуре. На протяжении всей памятной и непамятной русской истории именно культура обеспечивает передачу из поколения в поколение определённые представления о мире, знания и навыки, формируя определённые намерения на будущее и восприятие прошлого, обеспечивает единство многонационального народа России, во многом определяет влияние России в мире."

    Вне культуры невозможно обеспечить более высокое качество общества, его способность к гражданскому единству, к определению и достижению общих целей развития.

    Добавить слово: "более высокое качаство *развития* общества"

    Добавить фразу: "его способность к гражданскому единству, *к выявлению проблем*, к определению и достижению общих целей.", т.к ставить цели можно только в отношении выявленных проблем.

    Государственная культурная политика исходит из понимания важнейшей общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности. Знание своей культуры и участие в культурной деятельности закладывает в человеке базовые нравственные ориентиры: уважение к истории и традициям, духовным основам наших народов и позволяет раскрыть таланты, дарования и способности каждого человека.

    Предлагаются дополнения:

    "Государственная культурная политика исходит из понимания важнейшей общественной функции культуры как инструмента передачи новым поколениям *нравственных идеалов*, *свода моральных, этических ценностей, составляющих основу единства многонациональной русской цивилизации и самобытности каждого её народа*. Знание своей культуры, *понимание её сути, предназначения, целей,* и участие в культурной деятельности закладывает в человеке базовые нравственные ориентиры: *стремление к человечности, постоянному самообразованию*, *пониманию ближнего*, уважение к истории и традициям, духовным основам наших народов *- всё это* позволяет раскрыть таланты, дарования и способности каждого человека."

    +3
  • Андрей Федоров, 25 июля, 13:22

    "В последнее время со всей остротой встал вопрос о необходимости привлечения для работы в филармонических коллективах иностранных музыкантов.."

    Печально слышать.

    Не лучше ли призвать русских эмигрировавших музыкантов на родину, обеспечив лучшие условия? Сотни и тысячи талантливых русских музыкантов играют в филармонических коллективах в США и Европе.

    И опять Россия хочет нанимать иностранцев...

    +3
  • Сергей Царенко, 30 мая, 19:15

    В части ІІІ - предлагается дополнить стратегическую задачу 9 целевым определением: разработать программы обучения основам градостроительной культуры для архитектурных, художественных, искусствоведческих специальностей в высших учебных заведениях; соответственно, дополнить стратегическую задачу 10: включить в планы фундаментальных исследований и прикладных разработок федеральных НИИ в сфере архитектуры и искусства создание научных основ градостроительной культуры, выявление и развитие традиционных организационно-профессиональных средств освоения территорий, развитие основ градостроительного искусства и градостроительной композиции; также дополнить стратегическую задачу 11: введение в высших учебных заведениях для подготовки специалистов в сфере архитектуры и искусства преподавание предмета или курса "градостроительная культура" (для всех специальностей) и дисциплины "основы градостроительной композиции" (для архитектурных специальностей).

    Принципиально необходимо повысить традиционное значение профессии архитектора и архитектурных специальностей в формировании предметно-пространственной среды, упредить ущербную зависимость планировки территорий от техногенного «зонингового» схематизма, свойственного населённым местам в странах с императивом прибыльности. В таких странах отрицание возможностей искусства в комплексной градостроительной композиции служит исключительно строительному бизнесу и рынку недвижимости, т.е. коммерческому наполнению пространства, а не гуманистической и эстетической среде обитания, что следует качественно обеспечить соответствующей фундаментальной наукой и подготовкой профессионалов.

    +3
Цитировать