Общественное обсуждение

Основы государственной культурной политики

Оглавление

10. Поддержка научных исследований в сфере искусства и культуры.

Замечания и предложения к части 10 (23)

Добавить
Культурное развитие общества, достижение цели государственной культурной политики, как и сама ее реализация, невозможны без высокоразвитой науки об искусстве и культуре. Эстетика, история и теория искусств, изучение социальных и психологических аспектов развития культуры, литературоведение, языкознание, научное исследование нематериального культурного наследия — все эти направления философских и научных исследований обогащают наши представления об обществе, цивилизации, позволяют понять закономерности культурного развития. Без науки о культуре невозможна выработка объективных критериев оценки явлений культуры, прогнозирование перспектив ее развития.
Соответственно и реализация, анализ и оценка достигнутых результатов, корректировка государственной культурной политики без науки о культуре также невозможны.
Развитие наук об искусстве и культуре должно быть одной из важнейших задач государственной культурной политики еще и потому, что это позволяет противостоять распространению псевдокультурных продуктов, формировать эстетические вкусы граждан.
Только развитие наук об искусстве и культуре сделает возможным формирование отечественного экспертного сообщества в этой сфере.

(0)

Замечания и предложения к части 10 (23)

Добавить
  • Александр Р., 29 сентября, 22:29

    Развитие наук об искусстве и культуре должно быть одной из важнейших задач государственной культурной политики еще и потому, что это позволяет противостоять распространению псевдокультурных продуктов, формировать эстетические вкусы граждан.

    Если "псевдокультурный продукт" наносил прямой вред обществу, то нужно привлекать организаторов к ответственности.

    +0
  • Людмила Подгаевская, 29 сентября, 21:29

    Только развитие наук об искусстве и культуре сделает возможным формирование отечественного экспертного сообщества в этой сфере.

    "Отечественного" заменить на "современного".

    +0
  • Людмила Подгаевская, 29 сентября, 21:25

    Соответственно и реализация, анализ и оценка достигнутых результатов, корректировка государственной культурной политики без науки о культуре также невозможны.

    Можно закончить предложение: "... науки о искусстве и культуре - культурологии также невозможно".

    +0
  • Людмила Подгаевская, 29 сентября, 21:24

    Без науки о культуре невозможна выработка объективных критериев оценки явлений культуры, прогнозирование перспектив ее развития.

    А как же культурология? Или культурология сейчас преподается только в высших учебных заведениях и не все дети поступают в них, получается изучают ее только "избранные".

    +0
  • Людмила Подгаевская, 29 сентября, 21:23

    Культурное развитие общества, достижение цели государственной культурной политики, как и сама ее реализация, невозможны без высокоразвитой науки об искусстве и культуре.

    Необходимо на основе общественных выборок анализировать степень распространения и соблюдения культурных норм, культурную просвещенность личности.

    +0
  • Барский Евгений, 29 сентября, 20:52

    Эстетика, история и теория искусств, изучение социальных и психологических аспектов развития культуры, литературоведение, языкознание, научное исследование нематериального культурного наследия — все эти направления философских и научных исследований обогащают наши представления об обществе, цивилизации, позволяют понять закономерности культурного развития.

    Может стоит внести данную науку в список обязательных предметов в старших классах?

    +0
  • Барский Евгений, 29 сентября, 20:50

    Поддержка научных исследований в сфере искусства, культуры и зодчества.

    +0
  • Павел Осишов, 29 сентября, 20:46

    Культурное развитие общества, достижение цели государственной культурной политики, как и сама ее реализация, невозможны без высокоразвитой науки об искусстве и культуре.

    Сейчас этим занимается культурология.

    +1
  • Павел Осишов, 29 сентября, 20:36

    Культурное развитие общества, достижение цели государственной культурной политики, как и сама ее реализация, невозможны без высокоразвитой науки об искусстве и культуре.

    Возник вопрос, а как оценивается общее развитие общества? Мы будем сдавать тест?

    +1
  • Павел Осишов, 29 сентября, 20:35

    Поддержка нужна во всех сферах, не только в сфере искусства и культуры.

    +1
  • Роман Гусев, 29 сентября, 19:48

    Развитие наук об искусстве и культуре должно быть одной из важнейших задач государственной культурной политики еще и потому, что это позволяет противостоять распространению псевдокультурных продуктов, формировать эстетические вкусы граждан.

    В предыдущем предложении четко сказано "реализация, анализ и оценка достигнутых результатов, корректировка государственной культурной политики без науки о культуре также невозможны". Получается - "Развитие наук об искусстве и культуре ПЕРВООЧЕРЕДНАЯ задача государственной культурной политики ..."

    +1
  • Ивочкин Василий, 29 сентября, 19:45

    Без науки о культуре невозможна выработка объективных критериев оценки явлений культуры, прогнозирование перспектив ее развития.

    Без науки о культуре невозможна выработка объективных критериев оценки явлений культуры, прогнозирование перспектив ее развития, определение культурного развития общества.

    +1
  • Людмила Полтавченко, 29 сентября, 08:24

    Соответственно и реализация, анализ и оценка достигнутых результатов, корректировка государственной культурной политики без науки о культуре также невозможны.

    Существование науки о культуре делает возможным проводить анализ государственной культурной политики, проводить оценку достигнутых результатов, осуществлять ее корректировку.

    +1
  • Алексей М., 23 сентября, 04:59

    Без науки о культуре невозможна выработка объективных критериев оценки явлений культуры, прогнозирование перспектив ее развития...

    Добавить: "..., невозможно управление её течением и целеполаганием"

    Соответственно и реализация, анализ и оценка достигнутых результатов, корректировка государственной культурной политики без науки о культуре также невозможны....

    Добавить: ", т.к. метрологическая состоятельность базируется на глубоком понимании сути процессов и их целесообразности."

    Развитие наук об искусстве и культуре должно быть одной из важнейших задач государственной культурной политики еще и потому, что это позволяет противостоять распространению псевдокультурных продуктов, формировать эстетические вкусы граждан.

    Изменить текст абзаца на следующий (перестановка и добавление):

    "Развитие наук об искусстве и культуре должно быть одной из важнейших задач государственной культурной политики еще и потому, что это позволяет *формировать* эстетические вкусы граждан *и противостоять распространению псевдокультурных продуктов*, *в конечном итоге напраленных на деградацию общества.*"

    +2
  • time, 18 сентября, 18:21

    Исходя из общих замечаний по проекту, высказанных 18 сентября предлагается следующие изменения редакции части 10 главы 3.

    . Этика, эргономика, эстетика, история и теория искусств, изучение социальных и психологических аспектов развития культуры, литературоведение, языкознание, научное исследование нематериального культурного наследия - все эти направления философских и научных исследований обогащают наши представления об обществе, цивилизации, позволяют понять роль и место человечества в мироздании, определить закономерности и направления культурного развития. Наиболее общей из них является этика. Именно она определяет для каждого человека цели и способы их достижения, и только средства, используемые для этого определяются знаниями. Она же оценивает и направляет развитие достижений культуры во всех облпастях человеческой деятельности. Без этической оценки невозможна выработка объективных критериев оценки явлений культуры, прогнозирование перспектив ее развития.

    Развитие наук об искусстве и культуре на базе выполнения этических требований должно быть одной из важнейших задач государственной культурной политики еще и потому, что это позволяет противостоять распространению псевдокультурных продуктов, формировать этические и эстетические вкусы граждан.

    Только участие этики сделает возможным формирование отечественного экспертного сообщества в сфере культуры.

    Создание такого экспертного совета необходимо.

    +0
  • Ксандер Соколов, 27 июля, 18:45

    Александр Соколов.

    Вот еще вопрос для научных исследований.

    Вот поругали финансирование сферы «по остаточному принципу». Как преодолеть этот принцип? Преодолеть его необходимо для начала в головах.

    Для этого надо вести исследования и поднимать понимание роли культуры в современности, когда все меньше рабочего времени требуется удовлетворение базовых потребностей человека, растет доля, роль и возможность досуга, появляются течения вроде дауншифтинга и т.п.

    А на что потратить это свободное время? Выбор каждого зависит от образования, культурного багажа, модных идей, возможностей в месте проживания и посему он совсем не «свободен», этот выбор.

    Хорошо бы основательно исследовать, как и чем задан и определен этот выбор, и – что важнее – к каким следствиям (или даже последствиям?!) приведет то или иное предпочтение. Лучше ли станет общество, массово и регулярно тратящее время на культуру, на спорт или …болеющее за спорт?

    Доказательство роли культуры в стабильности общества, в смягчении нравов, в раскрытии творческого потенциала, в …росте ВВП (а почему бы и нет?!), –вот что приведет к её финансированию не по остаточному принципу. Сначала пониманию этого, признанию этого, а затем и реализации нормального финансирования.

    +0
  • Антон Зиновичев, 25 июля, 16:54

    "Развитие наук об искусстве и культуре должно быть одной из важнейших задач государственной культурной политики еще и потому, что это позволяет противостоять распространению псевдокультурных продуктов, формировать эстетические вкусы граждан."

    Поддерживаю противостояние псевдокультурным продуктам.

    Только еще и аргументированно объяснять надо, где культура а где нет, чтобы граждане разбирались сами.

    Это гораздо лучше антипропаганды по телевизору в легких на просмотр телепередачах.

    +0
  • Евгений Бобров, 25 июля, 16:47

    "Культурное развитие общества, достижение цели государственной культурной политики, как и сама ее реализация, невозможны без высокоразвитой науки об искусстве и культуре. Эстетика, история и теория искусств, изучение социальных и психологических аспектов развития культуры, литературоведение, языкознание, научное исследование нематериального культурного наследия - все эти направления философских и научных исследований обогащают наши представления об обществе, цивилизации, позволяют понять закономерности культурного развития. Без…"

    И за сколько лет же собираемся мы создать аж целую новую науку? Не будет ли она очередным симулякром из тех, что так щедро производит и скармливает народу наше государство?

    +0
  • Честнодумов И.Е., 28 июня, 11:37

    В структуре региональных Домов Народного Творчества должна быть сформированы исследовательские группы, ведущие моноторинг состяния самодеятельного творчества и целью народного творчества долно быть не обязательное участие в фестивалях, а поддержание культурной среды конкретного поселения, района и региона в целом. А для этого должны разрабатываться долгосрочные социокультурные проекты развития территорий. И это должно быть задачей не только органов культуры, а всей структуры управления.

    +0
  • "Без науки о культуре невозможна выработка объективных критериев оценки культуры, прогнозирование перспектив ее развития". Если, исходя из этой фразы в столь важном документе, кто-то станет делать вывод о предназначении наук о культуре (а такими людьми явно будут чиновники), это крайне нежелательно. "Объективных критериев оценки культуры" не существует -- это фикция; "прогнозирование перспектив ее развития" -- задача лишь очень узкой отрасли наук о культуре, близкой к околонаучному направлению "футурологии".

    Роль ранее перечисленных наук указана двоякая: "обогащают представления об обществе, цивилизации" и "позволяют понять закономерности культурного развития". "Обогащение представлений" и "понимание закономерностей" -- к этому тоже явно не сводится предназначение искусствознания, языкознания и литературоведения.

    Наконец, крайне неудачна фраза о том, почему надо развивать науки о культуре и искусстве: их развитие... "позволяет противостоять распространению псевдокультурных продуктов". Нельзя, чтобы термин "псевдокультура" без определения, что это такое, проник в столь важный государственный документ -- и тем более чтобы в функции науки вписали различение "культуры" и "псевдокультуры".

    Надо подумать, как переписать весь этот раздел.

    +1
  • Ян Валле, 22 июня, 22:19

    "Развитие наук об искусстве и культуре..." - в принципе, ДА, но не совсем понятно, о каких науках идет речь?

    +0
  • Наука об искусстве и культуре? Об искусстве – это искусствоведение. О культуре – это широкое понятие. Научный подход к культуре – об этом речи в программе нет. Не определено понятие культуры в Год культуры 2014. Не входит ли в понятие культуры: всё искусство (литература, живопись, архитектура, кинематография, телевидение, современные компьютерные технологии (расширяющие рамки познания), культура поведения, культура речи, культура градостроительства и садоводства и т. д.), наука познания человека и общества, наука познания живой природы. Не может человек назвать себя культурным, если он не имеет элементарных знаний в области устройства мира, строения материи, о происхождении человека, представлений о передачи наследственности, элементарных знаний об электричестве, о пользовании компьютером. Современные литераторы создают свои нетленные произведения на компьютерах и умеют ими пользоваться. Современные кинодеятели имеют уникальное оборудование и умеют им пользоваться для создание своих шедевров. Современные библиотекари создают электронные каталоги по программам, созданным учеными-компьютерщиками. Все деятели культуры и весь народ пользуются достижениями химико-фармацевтической науки, считая бескультурьем не знать, что анальгин помогает от головной боли в процессе творческого культурного труда. Наука уже давно стала частью их профессиональной деятельности, их культурой. Но, почему в России так мало внимания уделяют науке? Почему наука отделена от культуры в Год Культуры.

    +0
  • oeai, 27 мая, 15:54

    Может быть сюда же следует включить и исследование / разработку стандартов прикладных наук, чтобы творческий подход использовался и в других областях. Например, хранение данных в судах может кореллировать с библиотекарским и музейными фондами, разработка шрифтов для различных органов, форматов представления документов (дипломы, нотариальные свидетелства), вплоть до цветовой гаммы на правах или паспорте, чтобы в этом также участвовали деятели искусств и это входило, как в обязанности государства - привлекать людей, так и в обязанности гражданина - участвовать, допустим вместо службы в армии или участии в суде присяжных.

    +1
Цитировать