Общественное обсуждение

Основы государственной культурной политики

Новости обсуждения

24 сентября 2014 года Комитет по культуре Госдумы РФ утвердил рекомендации парламентских слушаний «О проекте Основ государственной культурной политики и Ежегодном государственном докладе о состоянии культуры в Российской Федерации»

26 сентября 2014 в 13:40

О рекомендациях парламентских слушаний на тему «О проекте Основ государственной культурной политики и Ежегодном государственном докладе о состоянии культуры в Российской Федерации» 18 сентября 2014 года

Заслушав информацию о парламентских слушаниях на тему «О проекте Основ государственной культурной политики и Ежегодном государственном докладе о состоянии культуры в Российской Федерации», состоявшихся 18 сентября 2014 года, Комитет решил:

1.       Утвердить с учётом поступивших предложений рекомендации парламентских слушаний на тему «О проекте Основ государственной культурной политики и Ежегодном государственном докладе о состоянии культуры в Российской Федерации» 18 сентября 2014 года.

2.       Направить указанные рекомендации в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Председатель Комитета  С.С.Говорухин



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ

«О проекте Основ государственной культурной политики и Ежегодном государственном докладе о состоянии культуры

в Российской Федерации»

18 сентября 2014 года

Участники парламентских слушаний - депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители творческих союзов и учреждений культуры, деятели культуры, эксперты, всесторонне обсудив проект Основ государственной культурной политики (далее - проект) и Ежегодный государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации (далее - Доклад), отмечают следующее.

Участники парламентских слушаний одобряют разработку проекта Основ государственной культурной политики - исключительно важного и своевременного документа. В Год культуры этот документ обозначает важные для сохранения, поддержки и развития российской культуры задачи и приоритеты.

В проекте закрепляются исключительно важные цели, задачи и принципы, современные подходы к сохранению наследия русской культуры и культур народов России, развитию и защите русского языка, поддержке литературы, обеспечению доступа граждан к литературным произведениям, поддержке и развитию благоприятной для становления личности информационной среды, привлечению детей и молодежи к участию в познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организациях, объединениях, коллективах, развитию русской и национальных культур народов России, созданию условий для профессиональной творческой деятельности, для творческой самодеятельности граждан, поддержке существующих и вновь создаваемых институтов и общественных инициатив, связанных с различными видами культурной деятельности, обеспечению равных прав граждан на доступ к культурным ценностям, на свободное творчество, занятие культурной деятельностью, на пользование учреждениями и благами культуры, формированию эстетически ценной архитектурной и иной предметной среды, поддержке научных исследований в сфере искусства и культуры, развитию образования в сфере искусства и культуры.

Необходимо отметить общую ориентированность проекта на поддержку и развитие сферы культуры, что является исключительно ценным для отечественной культуры.

Должное внимание в проекте уделено законодательному обеспечению государственной культурной политики, что представляется исключительно важным.

Участники парламентских слушаний считают, что проект заслуживает самой положительной оценки и всемерной поддержки как важная веха развития современной государственной политики, отражающая особое внимание государства к сфере культуры.

Участники парламентских слушаний полагают возможным предложить рабочей группе по разработке Основ государственной культурной политики рассмотреть следующие предложения к проекту:

1.      Представляется, что проект должен быть в большей степени сосредоточен на проблематике культуры как таковой, как сложнейшего многоаспектного феномена, на её роли и значении для современного общества и будущих поколений, на конкретных эффективных формах её поддержки и развития. Соответственно, представляется целесообразным не ставить во главу угла общие политические вопросы развития российского государства, его позиционирования на международной арене и взаимоотношений с мировым сообществом, поскольку самим этим вопросам посвящены другие концептуальные документы.

2.       В ходе всех проведённых обсуждений проекта их участниками единодушно высказывались сомнения по поводу первого предложения Введения проекта - «Россия - государство, создавшее великую культуру». Возможно, целесообразно перейти к формулировке «Россия - страна с великой культурой», «Россия - государство, обладающее великой культурой» или «Российский народ создал великую культуру».

3.               Представляется целесообразным исключить упоминание «национального самоопределения» России как цели государственной культурной политики, поскольку это понятие читается не в государственном, а именно в собственно национальном, этническом аспекте, что не вполне соотносится с тезисом о многонациональности и равной ценности культур народов России.

В целом следует дополнительно обсудить, целесообразно ли упоминание «самоопределения России» как цели государственной культурной политики.

4.       Представляется исключительно важным избежать в проекте негативных оценок по отношению к прошлому, к состоянию культуры на разных исторических этапах развития государства и общества, к зарубежной культуре, международному сообществу и т.д.

В целом представляется, что характер документа, его тональность должны быть более уверенными, позитивными. Следует изъять из документа излишние резкие положения, а также «раздражение» перед чужими достижениями (например, формулировку «борьба против вытеснения русского языка из Интернета государственными языками других стран», «сожаление» по поводу роли таких ресурсов, как Instagram, YouTube и т.д.). Следует перейти к позитивным формулировкам целей и задач в соответствующих областях, и в целом закрепить объединяющую, «цементирующую» роль культуры.

Предлагается исключить утверждение «это позволит преодолеть недоверие граждан к власти, с одной стороны, и социальное иждивенчество, с другой стороны» как не соответствующее общему контексту проекта и не соотносящееся с целями документа.

Представляется ошибочным содержащееся в проекте суждение о невозможности воспроизведения в современных условиях тех форм поддержки профессионального творчества, которые существовали в советское время. Напротив, нельзя отрицать традиции советской системы поддержки профессионального творчества, а следует считать её базисом современной системы выявления и поддержки талантов, следует сохранять всё лучшее, что было выработано за долгие годы существования и развития действенных норм.

В целом не следует говорить о существовавших в советское время подходах в уничижительном тоне и отрицать достижения страны на прошлых исторических этапах.

5.    Необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности определения в проекте основных понятий, используемых в документе. При этом представляется затруднительным и малоэффективным пытаться дать исчерпывающее нормативное определение понятия «культура». Возможно, следует дать определение понятию «сфера культуры», что позволит определить сферу общественных отношений, в которой реализуется государственная культурная политика.

Такой подход позволит скоррелировать понимание сферы культуры в проекте с областью применения Основ законодательства Российской Федерации о культуре, охватывающей культурную деятельность во многих областях (статья 4 Основ законодательства). Это, в свою очередь, позволит в большей степени вовлечь в «орбиту» государственной культурной политики средства массовой информации, в том числе телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей. Развитие роли средств массовой информации как важной составной части сферы культуры представляется приоритетной задачей современной культурной политики.

6.    В документе, в целом, ощутима некая «полистилистика» (например, декларативные положения, конкретно поставленные задачи перемежаются расплывчатыми фразами-объяснениями, фразами-рассуждениями). Такой способ изложения материала затрудняет чтение документа, лишает его внутренней стилевой и содержательной цельности.

7.    В основном содержание документа связано с культурой как носителем традиционных ценностей, наследия прошлого. Гораздо меньше внимания уделено культуре как феномену современности, как фактору, влияющему на качество жизни общества.

В документе важно подчеркнуть, что культура — это не только сохранение традиций, но и источник современного развития человеческого капитала, общества.

Следует уделить внимание механизму обеспечения динамики (непрерывному процессу развития) государственной культурной политики.

Особо должен быть подчёркнут новационный характер культуры как инструмента развития общества.

Представляется важным усилить проект самостоятельным положением о приоритетности побуждения граждан к активной созидательной деятельности, к творчеству.

Важно помимо воспитательной и просветительской роли культуры обозначить также и функцию социализации личности.

8.                 Представляется целесообразным подчеркнуть в документе представление о культуре как о важном факторе национальной безопасности.

В этой связи представляется важным теснее скоррелировать положения проекта с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, касающимися сферы культуры (прежде всего, с положениями подраздела «Культура» названной Стратегии).

9.    В документе обязательно должен найти отражение в качестве одного

из важнейших тезисов принцип невмешательства в творческий процесс.

Необходимо закрепить невозможность оценки творческой составляющей производства культурных ценностей.

Целесообразно в проекте смягчить суждение о том, что ценность произведения в момент его создания неочевидна, изложив как «не всегда очевидна».

10.       Целесообразно включить в документ положение о необходимости мониторинга государственной, в том числе региональной культурной политики как стратегически важную задачу для анализа эффективности её реализации.

11.       Принципиально важно для российской культуры наличие в документе самостоятельного подраздела о состоянии и задачах сохранения, использования и популяризации материального культурного наследия.

В проекте важно особо подчеркнуть ответственность государства за состояние культурного наследия.

12.       Следует отметить в проекте необходимость возрождения, сохранения и развития народных художественных промыслов и принятия мер их государственной поддержки.

13.       В документе необходимо расширить положения, утверждающие важную роль образования и научных исследований в сфере культуры и искусства.

Представляется важным поставить образование и науку во главу угла при решении важнейших задач по развитию российской культуры, по формированию творческой личности, обозначить в документе фундаментальную роль научных исследований и образования в сфере культуры и искусств для современной государственной культурной политики.

Целесообразно затронуть вопросы о подготовке управленческих кадров в сфере культуры, о научных учреждениях и роли экспертного сообщества, о расширении фундаментальных, теоретических и прикладных исследований в сфере культуры и искусства, в сфере археологии, о культурно-природных ландшафтах.

Следует также затронуть тему стимулирования развития негосударственной сети образовательных организаций в сфере культуры и искусства.

14.           Проект важно дополнить самостоятельным подразделом, посвящённым культурной, художественно-эстетической составляющей общего образования в Российской Федерации. В нём необходимо заявить подход к русскому языку и литературе как одним из основных предметов в школьной программе, наиболее значимых для культурного развития личности.

15.    В проекте целесообразно подчеркнуть стратегическое понимание важности деятельности библиотек, которое должно способствовать их достойному финансированию и поддержке на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

16.    В проекте следует усилить положения о принципиальной важности социальной поддержки работников культуры, творческих работников, которая была во многом утрачена.

17.    Представляется важным включение в проект самостоятельного подраздела, посвящённого телевидению и другим средствам массовой информации и их роли как источника культуры, их влиянию на культурное становление и развитие личности в современном информационном пространстве.

18.    Целесообразно рассмотреть вопрос о более широком раскрытии в документе темы массовой культуры в позитивном ключе - в аспекте поддержки и развития отечественной массовой культуры и решения с её помощью задачи популяризации классической культуры. Массовая культура - понятие, выходящее за рамки ведомственного подхода к культуре, и этому феномену, безусловно, должно быть уделено внимание в документе. Представляется важным отразить понимание того, что массовая культура должна развиваться, наполняться новыми смыслами и содержанием для того, чтобы стать эффективным средством позитивного воспитательного воздействия на человека и общество, служащим цели формирования нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой, ответственной личности.

19.         Целесообразно отразить в проекте положение о том, что неотъемлемой частью культурного наследия России являются её симфонические коллективы, давно и заслуженно ставшие предметом мировой славы и гордости отечественной культуры, и сохранение таких коллективов, как большие и малые симфонические оркестры, должно стать задачей не менее важной, чем сохранение художественных и архитектурных объектов, и заслуживает особого внимания.

20.     В документе следует уделить внимание теме развития меценатства, правового регулирования меценатской деятельности.

К существенным направлениям развития законодательства о культуре, перечисленным в проекте, следует также отнести создание правовых основ для развития меценатства как особого вида благотворительности, направленного на формирование условий для сохранения культурных ценностей и развития деятельности в сфере культуры и образования, поддержания их высокого престижа на мировом уровне.

Необходимо в проекте обозначить, что формами материальной поддержки культурных институтов являются меценатство и целевой капитал.

Представляется важным также расширить тему государственно­частного партнёрства, подчеркнуть его особую важность для развития сферы культуры. Следует отразить значимую роль общественно-профессиональных организаций в общественно-государственном партнёрстве.

21.     В проекте целесообразно учесть направления развития культуры, связанные с творческими индустриями, являющимися весьма перспективным сектором современной экономики.

22.         Очень ценна заявленная в проекте необходимость изменения представлений органов власти и граждан о том, что культурная деятельность является сферой услуг. При этом целесообразно по всему тексту проекта избегать упоминаний об услугах организаций в сфере культуры.

Участники парламентских слушаний также полагают, что целесообразно уточнить отдельные положения проекта:

1.               Целесообразно исключить положение о формировании традиционных нравственных ценностей на основе мировых религий, а также перечисление конкретных ценностей, среди которых названы честность, правдивость, целомудрие, добросердечие и милосердие и др. В проекте круг традиционных ценностей, по сути, ограничен нормами, сформированными в рамках религий, что нельзя признать однозначным, поскольку государство и общество берут за основу и иные ценности культуры, носящие светский характер и выработанные многовековым культурным развитием человечества.

2.          Наименование подраздела 1 целесообразно изложить как «Сохранение наследия многонациональной отечественной культуры как универсальной ценности, определяющей самобытность и жизнеспособность российского народа».

В содержании указанного подраздела следует расширить положения о значимости и сохранении наследия национальных культур народов России (в документе это обозначено только в названии подраздела).

3.  Положение подраздела 1 о культурном наследии как единственном источнике и основе для дальнейшего развития России следует смягчить, учитывая современное и перспективное положение культуры и задачи её развития.

4.  Наименование подраздела 2 целесообразно изложить как «Развитие и защита языков народов России как духовной основы гражданского, культурного и национального единства Российской Федерации».

В подразделе 2, где поднята чрезвычайно важная тема сохранения русского языка, также необходимо уделить больше внимания сохранению и развитию каждого из национальных языков народов, населяющих Россию.

Важно подчеркнуть, что стратегической задачей должно быть владение не разговорным, а литературным языком, обязательное для выпускников школ.

В подразделе 2 обращает на себя внимание то, что аргументация, связанная с продвижением русского языка в сети Интернет, предполагает узкую целевую аудиторию - «образованных жителей зарубежных стран». Для того чтобы продвигать свою культуру в широком международном поле, необходимо ориентироваться не только на узкий сегмент знающих русский язык иностранцев (хотя и они выполняют незаменимую функцию посредников и переводчиков культуры), но создавать ресурсы о русском языке и культуре на иностранных языках, включая наиболее распространённые языки. Представляется целесообразным отразить это в указанном подразделе.

6.    В абзаце втором на странице 8 представляется целесообразным слово «двуязычия» заменить словом «многоязычия».

7.          Наименование подраздела 3 целесообразно изложить как «Поддержка отечественной литературы, возрождение интереса к чтению, создание условий для развития книгоиздания, обеспечение доступа граждан к произведениям многонациональной отечественной классической и современной литературы».

8.    В подразделе 4 в абзац «Важно оцифровывать книжные, архивные, музейные фонды, создавать национальную электронную библиотеку и национальные электронные архивы (по музыке, живописи и т.д.), и тем самым формировать единое общее национальное электронное пространство знаний» следует добавить виртуальные музеи.

Представляется важным закрепить положение об обеспечении бесплатности и максимальной доступности электронных библиотек.

В целом в подразделе 4 важно учесть распространение новых информационно-коммуникационных технологий, которые активно используются в современном обществе, прежде всего детьми и молодежью.

9.    Представляется неприемлемым вывод о том, что общий уровень развития исполнительских искусств снижается. Напротив, следует говорить о том, что общий уровень развития исполнительских искусств остаётся неизменно высоким.

 

10.   Наименование подраздела 6 целесообразно изложить как «Развитие многонациональной отечественной культуры, создание условий для профессиональной творческой деятельности, для творческой самодеятельности граждан, сохранение, создание и развитие соответствующей инфраструктуры».

Подраздел 6 проекта представляется важным дополнить более развёрнутыми положениями о роли народного творчества как исключительно важной составляющей народной культуры, о поддержке организаций народного творчества, культурно-досуговых учреждений, об обеспечении их повсеместной доступности для граждан.

Целесообразно культурно-досуговую сферу не указывать в качестве «так называемой», что снижает её значимость. Следует расширить положения о поддержке специалистов, работающих в этой сфере.

11.   В подразделе 10 необходимо отметить роль культурологии.

12.   Необходимо исключить высказывания о разрушении системы подготовки творческих кадров, о невозможности реализовать себя в профессиональном творчестве и искусстве большинства российских детей и молодых людей, о необходимости восстановления доказавшей свою эффективность системы ранней подготовки профессиональных творческих кадров и т.п. негативные высказывания ввиду того, что в последние годы в законодательстве об образовании появились хорошо проработанные нормы, обеспечивающие функционирование и развитие системы образования в области искусств.

Участники парламентских слушаний считают, что принятие Основ государственной культурной политики послужит отправной точкой для совершенствования законодательной основы культурной политики и определит вектор развития не только законодательства о культуре, но и других отраслей законодательства.

 

В соответствии со статьёй 40 Основ законодательства Российской Федерации о культуре Правительство Российской Федерации в Год культуры подготовило и представило палатам Федерального Собрания Российской Федерации первый Ежегодный государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации.

Ежегодный государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации разработан в целях представления объективной систематизированной аналитической информации о состоянии культуры и тенденциях её развития.

В качестве показателей состояния культуры в Докладе использованы данные мониторинга состояния культуры, формируемые субъектами официального статистического учета, а также аналитические разработки, отчетная и иная информация, представляемая федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями культуры, научными, образовательными, общественными и другими организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры.

В Докладе отмечена роль культуры в жизни общества, изложены задачи государства в области государственной культурной политики, указаны основополагающие документы и нормативные правовые акты, на основе которых строится государственная политика в сфере культуры.

В документе также обозначены приоритеты для достижения качественных показателей состояния культуры в Российской Федерации, особо отмечены новые эффективные формы расширения культурной деятельности - общероссийские акции, расширение гастрольной деятельности, приобщение детей к культурному наследию страны (новые школьные маршруты), создание центров культурного развития в малых городах России, Национальная электронная библиотека, развитие сети филиалов музеев, расширение информационного поля российского культурного сообщества и др.

Значительное внимание уделено концептуальным стратегическим документам, обозначающим ориентиры развития культуры в Российской Федерации. Основным стратегическим ориентиром является государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы». Принят и реализуется ряд важных документов долгосрочного характера, определяющих развитие отдельных областей                    культуры:

Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 г., Концепция развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 г., План деятельности Министерства культуры Российской Федерации до 2018 г.

При разработке Доклада проведён анализ состояния материального культурного наследия, выявлены проблемы сохранения                      наследия,

обозначены направления повышения эффективности деятельности в сфере охраны культурного наследия, выделены основные тенденции и показатели развития музеев в Российской Федерации, обозначены новые подходы к сохранению нематериального культурного наследия.

Одним из приоритетов названо развитие культурно-познавательного туризма, что заслуживает положительной оценки.

Проведён системный анализ отдельных видов культурной деятельности:                            состояния и развития исполнительских                   искусств,

изобразительного и декоративно-прикладного искусства, выставочной деятельности, архивного и библиотечного дела, культурно-досуговой деятельности.

Выявлены основные тенденции национальной кинематографии.

Значительное внимание уделено состоянию и развитию образования и науки в сфере культуры.

В Докладе анализируется экономика культуры, обозначаются новые подходы к финансированию культуры, что представляет особый интерес.

Обозначены также направления и приоритеты международного культурного сотрудничества.

Участники парламентских слушаний отмечают исключительную важность разработки и представления культурной общественности в Год культуры первого Ежегодного государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации - систематизированного содержательного документа, отражающего современное положение дел во всех сферах отечественной культуры и обозначающего тенденции и приоритеты развития культуры.

Представляется целесообразным рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть разработку ежегодных докладов о состоянии культуры в соответствующих субъектах Российской Федерации с учётом структуры и содержания Доклада, представленного Правительством Российской Федерации.

Участники парламентских слушаний полагают, что Доклад позволит развивать государственные программы в сфере культуры, прежде всего федеральную целевую программу «Культура России (2012 - 2018 годы)». Содержащаяся в Докладе информация может быть эффективно использована при подготовке федерального бюджета, а также в практической деятельности государственных и муниципальных органов, организаций в сфере культуры.

 

 

 

 

 

 

 

Цитировать